В Москве подвели итоги работы Всероссийской конференции «Современные образовательные практики работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

13 Ноября 2017
Москва: 9 ноября 2017 г.: Подведены итоги всероссийской конференции «Современные образовательные практики работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования», организованной ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

Главными темами мероприятия стали:
• современные образовательные практики дополнительного образования по работе с мотивационной одаренностью, талантливыми детьми;
• поиск новых механизмов сопровождения образовательных траекторий одаренных детей;
• потенциал обновления содержания дополнительного образования детей по направленностям;
• роль федеральных ресурсных центров в координации работы с одаренными детьми и талантливой молодежью в рамках реализации Приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей».

В конференции приняли участие более 550 специалистов системы образования, в том числе в дистанционном формате: работа конференции транслировалась в прямом эфире на сайте ФГБУК «ВЦХТ». Среди участников конференции были руководящие и педагогические работники системы дополнительного образования детей; ведущие специалисты общего, среднего профессионального и высшего образования; представители науки, культуры и спорта из 51 региона Российской Федерации, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Костромы, Ханты-Мансийска, Самары, Белгорода, Ульяновска, Воронежа, Московской, Архангельской и Ярославской областей, республики Коми и Удмуртской республики, Забайкальского края и др.

В работе пленарного заседания и дискуссионных площадок конференции приняли участие ведущие ученые в сфере работы с одаренными детьми из ведущих научных учреждений и вузов России: ГАОУ ВО Московского городского педагогического университета – Александр Савенков, директор Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ, член-корреспондент Российской Академии образования; Роман Комаров, ученый секретарь Учёного совета ГАОУ ВО МГПУ; ФГАУ Федерального института развития образования - Александр Попов, главный научный сотрудник ФГАУ ФИРО, заведующий лабораторией компетентностных практик образования Института системных проектов ГАОУ ВО МГПУ, генеральный директор АНО «Открытое образование»; ФГБНУ Института художественного образования и культурологии РАО – Екатерина Акишина, директор ФГБНУ «ИХОиК РАО». Стратегии государственной политики выявления, развития и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи в Российской Федерации представили



Стратегии государственной политики выявления, развития и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи в Российской Федерации представили Елена Сереброва, заместитель начальника отдела обеспечения деятельности системы дополнительного образования детей Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России и Ирина Ильичева, заместитель председателя Комиссии по образованию Московской городской Думы, директор ГБОУ г. Москвы «Школа ¹1409».

Деятельность федеральных методических и ресурсных центров по развитию направленностей дополнительного образования детей представили руководители: Оксана Гончарова, директор ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества», Николай Федченко, директор ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания», Олег Рыбынок, директор ФГБОУ ДО «Федеральный детский эколого-биологический центр», Евгений Зак, зам. генерального директора ФГАУ «Фонд новых форм развития образования».

Дискуссия на конференции включала следующие темы:

• Развитие системы работы с одаренными детьми в условиях изменений, развития технологической и коммуникационной среды, формирования новых требований к компетенциям и навыкам детей, взросление и активный возраст которых придется на эпоху интеллектуальной экономики. Развитие доступности инструментов выявления талантливых детей и работы с одаренными детьми в малых городах и селах, в которых нет возможности регулярного участия в конкурсных мероприятиях, нет возможности для поступления в специализированные школы

«В настоящее время чрезвычайно актуальными являются задачи диагностики и развития детской одаренности в современной образовательной среде. Нужна многообразная и консолидированная работа как с одаренными детьми, проявившими свои способности, так и детской одаренностью как феноменом потенциала развития личности в детстве, требующим грамотной диагностики, педагогических методик раскрытия и сопровождения. Безусловно, система дополнительного образования обладает колоссальными ресурсами и возможностями для этого», – отметил ведущий ученый в области педагогически и психологии детской одаренности Александр Савенков, директор Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ, член-корреспондент Российской Академии образования.

«Современные технологии помогают одаренным детям получить доступ к мастерам, опытным наставникам в любой точке мира. Таким образом, дети из малых городов, сел, где может не быть соответствующего новым требованиям педагога, мастера, способного раскрыть талант ребенка, получают возможность развивать свои способности. У ребят появляется шанс не только поступить в музыкальную или спортивную школу, которая будет соответствовать их уровню, но и получить дистанционную поддержку», – отмечая важность данного направления работы, прокомментировал работу конференции Сергей Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ. Также Сергей Косарецкий отметил важность развития социальной мобильности для талантливых детей из регионов.

• Поиск новых форм и подходов к работе с одаренными детьми. Необходимость смены устоявшейся парадигмы поиска и воспитания талантов, в пользу новых моделей, включающих социальную мотивацию.

«Участники конференции – представители профессионального педагогического сообщества – признают необходимость постепенного перехода от традиционных моделей работы с одаренными детьми через олимпиады и специализированные организации, к модели развития мотивационной одаренности. Такой подход должен стать массовым проектом, в рамках которого одни дети будут получать образовательный результат, а другие – встраиваться в социально-образовательные практики. Важно отметить, что для успешного функционирования проект должен иметь форму социально–государственного партнерства», – отметил Александр Попов, главный научный сотрудник ФИРО Минобрнауки России, руководитель Лаборатории компетентностных практик образования МГПУ, генеральный директор АНО ДПО «Открытое образование».

• Организация регулярного информационного обмена между Москвой и регионами, создание партнерских сетей и профильных объединений, как для создания единой информационной среды для педагогов, так и механизмов социальной мобильности для талантливых детей и подростков.

Ирина Ильичева, депутат Московской городской Думы, заместитель председателя Комиссии по образованию, директор ГБОУ г. Москвы «Школа ¹1409», отметила: «Тема конференции – работа с талантливыми и одаренными детьми – это та тема, которая может консолидировать усилия всех педагогов страны: тот опыт, который представляют сегодня на конференции регионы, для нас очень ценен. Москва готова не только распространять свой опыт, но и образовывать команды, которые будут развивать то или иное направление дополнительного образования. Для нас самым главным является понимание, что все дети талантливы. Коллеги сегодня говорят о том, как разнообразить среду для развития талантов. Одним из направлений этой работы мы считаем развитие и внедрение новых технологий в образовании в частности, таких транслируемых проектов, как “Московская Электронная Школа”. Москва является площадкой для трансляции этого опыта на всю страну».

Сергей Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ согласился с коллегой: «Мы видим, что в регионах не хватает информации о том, что происходит на федеральном уровне: сейчас принимается много федеральных инициатив, но не всегда хватает ресурсов для информационного обмена. Эта конференция выполняет роль коммуникационной площадки, так как дает возможность услышать не только ученых и экспертов федерального уровня, но и познакомиться со специалистами, которые в регионах реализуют практики работы с одаренными детьми, узнать об их достижениях и тех барьерах, с которыми они сталкиваются, построить партнерские отношения с ними. Понимание ситуации в регионах позволяет нам, как экспертам, давать более обоснованные суждения и прогнозы».

В ходе двухдневной конференции прошли более 10 мероприятий научно-практического и дискуссионного форматов: пленарное заседание, панельная дискуссия, круглые столы, панорама образовательных практик, выставки, мастер-классы, проблемно-аналитические сессии, на которых выступили более 50 спикеров, 26 из которых представили региональные практики работы с одаренными детьми в дополнительном образовании.

Значимым вкладом в результативность работы конференции стало широкое участие в ее работе не только профессионального сообщества, но и родителей одаренных детей, а также обсуждение вопросов развития мотивационной одаренности детей средствами дополнительного образования, актуальных для работы с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, на длительном лечении, живущих в удаленных сельских школах. Эксперты высоко оценили практическую направленность конференции и возможность обсудить самые актуальные вопросы, в том числе нормативно-правовые механизмы обновления программ дополнительного образования, построения образовательных траекторий для детей с опережающим развитием, мотивационной одаренностью, конкурсных проектов выявления и поддержки талантливых детей.

Всероссийская конференция «Современные образовательные практики работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования» прошла 3 и 4 ноября в Москве. Цель конференции – обсуждение и выявление лучших образовательных практик по работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования детей с учетом трендов развития образования в условиях системных изменений и цифровой трансформации образовательной среды. Задачи конференции – агрегация лучших региональных практик и формирование позитивного общественного мнения о вкладе дополнительного образования в развитие человеческого капитала страны, содействие повышению уровня профессионализма работников сферы дополнительного образования по развитию и сопровождению детской одаренности.

По итогам конференции на официальном сайте ФГБУК «ВЦХТ» будут размещены презентационные материалы ключевых событий, докладов и выступлений ведущих спикеров конференции; будет опубликован электронный сборник выступлений, тезисов и докладов участников конференции по теме конференции «Современные образовательные практики работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования», отражающий многообразный положительный опыт работы с одаренными и талантливыми детьми в системе дополнительного образования детей разных регионов.

Мероприятия конференции прошли в здании ФГБУК «ВЦХТ» (ул. Дербеневская, д. 16) и в здании Государственного бюджетного учреждения средней образовательной школы с дополнительным образованием г. Москвы «Класс-Центр» (ул. Большая Академическая, д. 11 «А»); ЦВК «Экспоцентр», Краснопресненская наб., д. 14, пав. 5.
Трансляция мероприятий конференции проводилась на сайте: ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества» http://vcht.center/

Соорганизаторы Конференции: Некоммерческое партнерство «Ассоциация участников рынка артиндустрии», Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования и культурологии РАО».

О центре: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Всероссийский центр художественного творчества» (ВЦХТ) создано в 1945 году. Более 70 лет Центр решает задачи системы научно-методического, экспертного и информационного сопровождения в сфере художественного творчества в дополнительном образовании детей. Предметом деятельности ВЦХТ является оказание методической и практической помощи учреждениям культуры, образовательным организациям дополнительного образования детей и молодежи и профессионального образования в сфере досуговой деятельности и любительского искусства, а также осуществление просветительской, культурно-досуговой деятельности, развитие любительского художественного творчества, выполнение в установленном порядке государственного задания.
Вигер Анна
ФГБУК «ВЦХТ»
anna.wieger@gmail.com
anna.wieger@gmail.com
ФГБУК «ВЦХТ»