ИТ-стратегия организации: кому и для чего это нужно?

17 Октября 2011
Свою вступительную речь Президент “SPb CIO Club” Максим Белоусов посвятил новостям клубной жизни. Во-первых, спикер анонсировал новый формат ежемесячных заседаний, которые вводятся с октября, – это игровые пятницы. Эти «заседания» будут проходить каждую первую пятницу (ПП) по аналогии с уже существующими ежемесячными заседаниями клуба: Традиционные заседания проводятся каждый четвертый четверг (ЧЧ), «Без Галстуков» - каждый второй вторник (ВВ). Игровые пятницы стартуют с 14 октября. Участникам мероприятия будет предложено сыграть в знаменитую психологическую игру с детективным сюжетом – «Мафия». Во-вторых, Президент “SPb CIO Club” объявил о том, что стартовали выборы Правления клуба, которые осуществляются при помощи электронного голосования в закрытой части сайта: отдать свой голос можно как за себя, так и за другого действительного члена питерского CIO-Сообщества. Итоги голосования и новый состав Правления традиционно будут объявлены на Юбилее клуба. В-третьих, ведущий напомнил собравшимся, что продолжается регистрация на одно из самых главных мероприятий 2-ой половины 2011 года – Юбилей, празднование которого состоится 4 ноября в ресторане «ПалкинЪ».
Далее Максим Белоусов рассказал о программе мероприятия и обозначил тему заседания. В этот раз участникам «Без Галстуков» было предложено обсудить давно ставшую «притчей во языцех» ИТ-стратегию организации и разобрать несколько кейсов. Дмитрий Трутнев, заместитель директора Центра электронного правительства СПбГУ ИТМО, выступил в качестве главного докладчика и модератора. Он начал со всемирно известных, но все еще трудно применимых истин: «Стратегические просчеты не могут быть компенсированы тактическими средствами» (Клаузевиц) и «Чрезвычайно важно, чтобы люди, определяющие цели и способы развития, делали это с учетом лучшего мирового опыта». По мнению спикера, причины провалов многих ИТ-проектов лежат в непонимании между заказчиком и исполнителем, поскольку заказчик не всегда правильно ставит цели, которые должны быть достигнуты в результате реализации проекта, а исполнитель преследует, в первую очередь, свои цели. Например, ярким доказательством может служить запущенные несколько лет назад проекты Интернет-записи детей в детский сад. Главная цель, которую ставили перед собой создатели, - это факт создания электронной услуги. В результате проекты были реализованы, но основную проблему (нехватка мест в детских садах) не решили. «Главное – это достижение целей, - комментирует Дмитрий Трутнев, - но если система не дает ожидаемых результатов, значит, проект еще не завершен». Опираясь на свой многолетний международный опыт, спикер рассказал об основных причинах неудач ИТ-проектов, среди них: нечеткая постановка целей, несоответствие реальным проблемам, плохое планирование и нехватка ресурсов.
После продолжительного обсуждения участники и модератор перешли к разбору двух кейсов: «ИТ-стратегия строительной компании» и «ИТ-стратегия Ленинградской области». Разбор первого кейса касался компании, которая находится на 4-6 позиции в списке десяти лучших и ставит перед собой цель – перемещение по списку вверх среди аналогичных компаний. В такой компании сложившаяся роль ИТ заключается в поддержке процессов оперативного управления, текущего планирования и учета. Чтобы достичь поставленной цели, можно получить конкурентное преимущество, модернизировав управленческую информационную систему, однако Генеральный директор этой компании придерживался полностью противоположной точки зрения: «Плюс-минус 50% успеха этого бизнеса зависят от того, как пройдет ужин с вице-губернатором», т. е. «живые инструменты», по его мнению, обладают большей эффективностью, нежели модернизация управленческих ИС. И В нынешней ситуации он оказался прав.
Разбор второго кейса был посвящен проектам «электронного правительства» в Ленинградской области и тем проблемам, которые создают документы и являются основополагающими для этих проектов (постановление 1993 и ФЗ-210). Консалтинговая компания, действующая в рамках исполнения госконтракта, сформулировала ИТ-стратегию Ленинградской области следующим образом: «Поскольку в указанных постановлениях нет требований к качеству электронных услуг, их эффективности и удобстве для заявителей, то эти параметры не являются главными при их стратегическом планировании и реализации».
Резюмируя итоги разобранных кейсов, Дмитрий Трутнев сказал, что на практике чаще всего ИТ-стратегия организаций либо вообще отсутствует, либо расходится со стратегией и преследует цели, к которым стремится текущий руководитель проекта или его исполнители. И если основные принципы стратегического планирования не будут соблюдены, то реализация проекта не принесет желаемых результатов.
В завершении заседания Юрий Шойдин, член “SPb CIO Club”, начальник управления КЭРППиТ, поблагодарил всех присутствующих и пригласил принять участие в Традиционном заседании, которое пройдет 28 октября.
О клубе:Санкт-Петербургский клуб ИТ-директоров предприятий Северо-Западного региона “SPb CIO Club” основан в ноябре 2004 года. Участниками клуба являются около 400 руководителей ИТ-служб известных предприятий города. Приглашаем всех заинтересованных профессионалов вступить в клуб и принять в его работе активное участие. Деятельность клуба поддерживается Партнерами, которыми являются компании Microsoft, APC by Schneider Electric, Вымпелком, 1С, NVisionGroup, AT Consulting, Лаборатория Касперского, Тринити, АЙТИ-1, ИнТеР, My Hunter, Event House.
Контакты: www.spbcioclub.ru
Анастасия Постика
Санкт-Петербургский клуб ИТ-директоров
+7 (812) 579 78 41
pr@spbcioclub.ru