Выставка живописи Рубена Монахова "Клуб путешественников"

21 Ноября 2012
Клуб путешественников.
Рубен Монахов. Живопись.
Лет где-то шесть-семь назад появилось и оперилось новое поколение русских художников. Большая часть — выпускники (жертвы) художественных ВУЗов. Они, пять или более лет отдавшие обучению фигуративному искусству, заново подняли вопрос — что делать с живописью? Как ее оживить? Нужна ли она? Есть ли место живописи в современном искусстве? Как чувствуют себя отечественные картины в интернациональном контексте? Как втащить свой студенческий опыт во взрослое искусство?
Современный живописец — это арена битвы двух личностей. Воображаемый неумолимый зритель, с воображаемой интернациональной радикальной оптикой и задерганный художник, нервно пытающийся ему угодить и, по возможности, остаться собой. Битву заранее проиграли оба — один никогда не существовал, другой тоже все никак не может «перестать беспокоиться и начать жить».
Но какой накал! Страсть! Сколько теоретических копий сломано! Какой ассортимент аргументов! Какой бросок в сторону от самого себя! Какой порыв в «мировость» и «международность»! Добилась своего постсоветская отечественная критика. Теперь российские живописцы твердо убеждены в неполноценности собственного существования, и все пытаются либо дополнить его имплантатом, протезом, либо найти ему какое-нибудь оправдание.
Автономную и самодостаточную живопись Рубена Монахова нельзя заподозрить в подобных метаниях. Для него опыт проживаемой жизни единственный и думать об альтернативах — глупые мечтания. Говорить об этом опыте нужно прямо и просто. Места для сомнений тут нет — путешествие во Францию доставляет радость, и живопись доставляет радость. Написанный по дороге пейзаж — удвоенная радость. Вот такая простая и непогрешимая апология. Ее оказывается достаточно, чтобы быть активным путешественником и активным живописцем, в прямом смысле международным.

Александр Дашевский