Российский рынок ритейла «в тренде»?

16 Марта 2012
На днях в конгресс-центре Торгово-промышленной палаты РФ состоялся XVIII Международный саммит "Торговля в России", к выступлению и участию в дискуссиях саммита приглашены владельцы и топ-менеджеры крупнейших торговых розничных сетей, компаний-производителей, инвестиционных фондов и банков, отраслевые эксперты и аналитики, а также представители власти.
В рамках мероприятия обсуждались такие вопросы «Остается ли российский рынок "в тренде" или становится менее интересным в глобальном масштабе?». Участники панельной дискуссии также обсудили развитие отрасли в 2012 году. Среди основных угроз торговому сектору специалисты выделяют вступление России в ВТО, сулящее нашествие мировых монополий, которые уже сегодня диктуют ситуацию на российском рынке ритейла в значительно большей степени, чем сами ритейлеры. И.о. начальника отдела департамента торговых переговоров Минэкономразвития Татьяна Палатова в рамках сессии обратила внимание, что российским компаниям не стоит беспокоиться по поводу вступления нашей страны в ВТО. Торговые компании-поставщики по условиям ВТО должны быть зарегистрированы в качестве российских юридических лиц и платить налоги в казну РФ. Кроме того, по соглашению с ВТО, Россия не вправе вводить у себя государственную монополию на розничную торговлю алкогольной продукцией. А возможность установления госмонополии на оптовую торговлю у нее остается.
В прошлом году оборот розницы вырос на 7,2% и составил 19,1 трлн рублей. Оборот оптовой торговли увеличился на 4,6% - до 38,3 трлн рублей. В 2012 году доля занятости населения в торговле составила 12 млн человек. Однако по мнению участников саммита на рост рынка в этом году рассчитывать не стоит. Причина - остановка роста покупательской способности населения. Также на отрасли негативно скажется повышение тарифов на энергию, что повлечет за собой рост цен на потребительские товары. Не остались без внимания поправки в "Закон о розничной торговле", которые касаются повышения требования мер безопасности к торгоым центрам, и возможность досупа к результатам аудиторских проверок ритейлеров, а также регулирование со стороны государства размера розничной наценки. По мнению экспертов, предложенные нововедения могут существенно затормозить развитие отрасли. Директор департамента государственного регулирования внутренней торговли Минпромторга Олег Сазанов успокоил собравшихся. Он напомнил, что тема эта активно обсуждалась еще при принятии федерального закона о торговле, но не была поддержана. Не воспользовалось государство такой форс-мажорной мерой и во время кризиса 2008-2009 годов. Сейчас, когда торговля является одной из наиболее бурно развивающихся отраслей российской экономики, проблема решается за счет усиления конкуренции.
Однако спад рынка намечается не только в области розничной торговли. По мнению руководителя проектов департамента стратегии и развития Сбербанка Сергея Андреева низкая популярность безналичных расчетов в розничной торговле оборачивается для российской экономики сотнями миллиардов рублей недополученной прибыли. Об этом шла речь в рамках сессии "Зачем российской розничной торговле безналичные платежи?" На данный момент лишь 5,2% расчетов в стране приходится на долю безналичных денег. По количеству POS-терминалов на душу населения Россия заметно отстает от многих стран, не только развитых, но и развивающихся, находясь где-то между Мексикой, Аргентиной и Индией. Также эксперты отмечают, что в странах с преобладанием наличных платежей, как правило, отношение теневой экономики к ВВП выше, чем в других странах. Россия является прекрасным доказательством этого тезиса: при уровне теневой экономики в 40% ежегодное количество безналичных платежей на душу населения в нашей стране не превышает 50%. И даже сами представители ритейла, которые в целом негативно относятся к вмешательству государства в их деятельность, призывают на законодательном уровне обязать всех участников торговли принимать безналичные платежи.
На сессии, посвященной интернет торговли, эксперты сошлись во мнении, что локомотивом роста отрасли может стать онлайн торговля. По прогнозам через два-три года заметную часть покупок - от продуктов питания, одежды и обуви до товаров для дома, компьютеров и стиральных машин - россияне будут делать с помощью интернет-магазинов. К этому готовятся и банкиры, и сотовые операторы, и сами торговцы, заранее рассчитывая миллиардные выгоды от безналичных продаж. По оценкам компании Wikimart, в 2015 году объем рынка он-лайн торговли увеличится до $35 млрд, а к 2020-му достигнет объема $100 млрд. Интернет-магазин увеличил выручку в 2011 году в девять раз - до 90 миллионов долларов и планирует увеличить ее в 2,5 раза по результатам 2012 года. Интенсивный рост выручки компании происходит как за счет увеличения доли интернет-торговли в России, так и благодаря наращиванию присутствия Wikimart в сегментах электроники, товаров для дома и одежды, а также развитие новых направлений.

Всего самми посетило более 250 делегатов. Следующее мероприятие планируется организовать в октябре 2012 года.

О саммите: Мероприятие проводится ежегодно с 1998 года и является крупнейшим деловым и инвестиционным форумом страны в области розничной торговли. Здесь обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли и формируется точка зрения на ключевые вызовы, стоящие перед отечественным ритейлом. Удастся ли индустрии стать более свободной от внутренних барьеров и цивилизованной в глазах мирового бизнеса? Вместе с ростом интеграционных инициатив взаимной торговли России с другими странами компании сектора розничной торговли страны повышают стандарты работы: торговые сети готовы становиться более прозрачными для инвесторов и открытыми для клиентов. Выход индустрии розничной торговли на качественно новый уровень развития, определение точек роста для производителей и продавцов товаров массового спроса в России и в мире; детальный анализ правил игры в российских регионах; повышение эффективности бизнес-процессов. Делегаты саммита: Владельцы и топ-менеджеры компаний розничной торговли, представители инвестиционных компаний и банков, компаний-девелоперов, а также эксперты-аналитики рынка российского ритейла, представители государственных структур.