"Кризисные" сделки: учёт и налогообложение

16 Декабря 2008
В настоящее время деятельность большинства российских предприятий затруднена из-за влияния последствий мирового финансового кризиса. Организации все чаще и чаще сталкиваются с такой проблемой, как невыполнение контрагентами своих обязательств по договору (неплатежи, срыв поставок, невыполнение обязательств в установленные сроки и т.д.). Безусловно, это сказывается и на работе бухгалтеров. Им нужно правильно отразить в учете и исчислить налоги по тем операциям, которые вынуждены осуществлять организации в период кризиса.

К сожалению, увеличивается число расторгнутых сделок. Если поставщику уже был перечислен аванс, он должен вернуть деньги покупателю. Бывает, что суммы платежа переводятся в счет оплаты по другому договору.
- Как правильно оформить такие операции и отразить их в учете? Можно ли при этом вернуть НДС, уплаченный в бюджет при получении предоплаты?

Бухгалтеры могут столкнуться и с такими соглашениями, как договор цессии или перевод долга. Для упрощения расчетов или из-за проблем с банком продавец может дать поручение перечислить оплату по договору на имя другой организации.
- Как документально оформить такие сделки и отразить их в учете?

Многие организации, чтобы привлечь покупателей в период кризиса, готовы предоставить им беспрецедентные скидки и бонусы.
- Как рассчитать сумму скидки и правильно составить документы, чем отличается порядок бухгалтерского и налогового учета скидок? Какие скидки наименее безопасны в свете налоговых последствий?

В период кризиса многие предприятия столкнутся с увеличением сомнительной и безнадежной задолженности.
- Какие проблемы возникают при списании безнадежной дебиторской и кредиторской задолженности? Нужно ли создавать резервы сомнительных долгов? Каковы отличия бухгалтерского и налогового учета этих резервов?

Из-за роста курса иностранной валюты растет число сделок, составленных в условных денежных единицах. В кризисных условиях банки нередко увеличивают проценты по ранее заключенным кредитным договорам. Организации из-за недостаточности оборотных денежных средств все чаще идут на осуществление взаимозачетов.
- Как правильно отразить в учете и исчислить налоги при осуществлении таких операций?

Ответы на эти и многие другие вопросы можно получить на семинаре «Расчеты с дебиторами и кредиторами в период кризиса: особенности учета и налогообложения». Семинар проведёт М.С. Полякова 12 февраля 2009 года в Центре повышения квалификации «Что делать Консалт».
Клочкова Татьяна
центр повышения квалификции компании "Что делать Консалт"
7847375,
tklochko@4dk.ru
центр повышения квалификации компании "Что делать Консалт"