Круглый стол «Российский алкогольный рынок: настоящее и будущее» на выставке «Индустрия Напитков / Russian Wine Fair 2010»

24 Ноября 2010
18 ноября в МВЦ «Крокус Экспо» в рамках деловой программы Международной специализированной выставки «Индустрия Напитков / Russian Wine Fair 2010» состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Российский алкогольный рынок: настоящее и будущее». Данное мероприятие организовано по инициативе ГУП г. Москвы «Московское качество» в сотрудничестве с компанией «Асти Групп» и Союза виноградарей и виноделов России.
Модератор круглого стола – Вадим Дробиз, директор Центра исследований федеральных и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА».
На мероприятии присутствовали:
- Леонид Вигдорович, председатель президиума Экспертного совета по вопросам госрегулирования производства и оборота алкогольной продукции Госдумы РФ, директор по стратегическому развитию «Казенка»;
- Виктор Вититинов, советник депутата Игоря Протопопова Московской городской Думы по экономической политике и предпринимательству;
- Владимир Мишеловин, начальник Управления контроля органов власти Федеральной антимонопольной службы РФ;
- Леонид Попович, президент Союза виноградарей и виноделов России;
- Александр Веселов, представитель общественной организации Европейской экономической палаты;
- Алексей Корягин, председатель общероссийского общественного движения в защиту прав и интересов потребителей «Объединение потребителей России».
Целью проведения заседания «круглого стола» являлось обсуждение актуальных вопросов, связанных с перспективами развития алкогольного рынка в свете происходящих изменений в законодательстве, в том числе были рассмотрены вопросы, касающиеся качества и безопасности алкогольной продукции на потребительском рынке. Необходимость в обсуждении данных вопросов понятна, учитывая, что алкогольный рынок был и остается самым остросоциальным сегментом потребительского рынка России.
Регулирование безопасности и качества пищевой продукции, как составляющей части продовольственной безопасности Российской Федерации закреплено в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» с изменениями от 9 мая 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 18 июля, 23 ноября, 30 декабря 2009 г.). Необходимо констатировать, что вопрос о необходимости внесения изменений в техническом регулировании был поднят на Заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 20 января 2010 г. в выступлении Президента Российской Федерации Д.А. Медведева.

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» обусловило переход от обязательной сертификации к обязательному подтверждению соответствия в форме декларирования. В соответствии с данными изменениями в первую очередь необходимо ориентироваться на ответственность бизнеса и на его эффективную самоорганизацию, в том числе данный вопрос отражен и в Федеральном законе Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Президент РФ, Премьер РФ, общественность в настоящее время озабочены вопросами качества и безопасности потребляемых пищевых продуктов. Президент Медведев Д.А. утвердил доктрину продовольственной безопасности, где определено, что повышение уровня жизни граждан обеспечивается путем гарантии высоких стандартов в области качества и безопасности продукции. Именно поэтому актуальна разработка городской программы «Повышение качества и безопасности пищевых продуктов в городе Москве», основными приоритетами которой должно быть: повышение уровня жизни населения; повышение уровня доверия потребителей к изготовителям пищевой продукции; обеспечение достоверности информации о качестве продукции на потребительском рынке; поддержка добросовестных производителей; предотвращение попадания на потребительский рынок продукции, несоответствующей обязательным требованиям; осуществление мониторинга пищевой продукции, а также разработка методик проверки на соответствие требованиям безопасности и качества продукции.
На сегодняшний день все большую популярность приобретает система добровольной сертификации продукции, которая является показателем контроля качества продукции, подтверждающая соответствие продукции законодательно установленным стандартам качества и безопасности. Целью добровольной сертификации является предупреждение действий, вводящих в заблуждение покупателей относительно качества и безопасности продукции, а также защиты жизни и здоровья потребителей, в частности, система добровольной сертификации «Московское качество» позволяет выделить качественную продукцию и гарантировать ее безопасность.
Участниками круглого стола было отмечено, что в России должна быть организована действенная скоординированная система государственного и общественного контроля качества на рынке, позволяющая своевременно выявлять недоброкачественную продукцию и пресекать ее реализацию, а также эффективная система взаимодействия контролирующих, правоохранительных и судебно-исполнительных органов. Были отмечены созданные организации, в частности саморегулируемая организация виноградарей и виноделов России, ассоциация импортеров вина и экспертный совет по регулированию алкогольного рынка при ФАС РФ. В ходе обсуждения была выявлена необходимость создания саморегулируемой организации на примере данных организаций в целях разработки и установления стандартов и правил, а также организации контроля над соблюдением требований указанных стандартов и правил.
В ходе круглого стола было отмечено, что, к сожалению, СМИ доводят до потребителей только негативную информацию, связанную с ситуацией на рынке российской алкогольной продукции, в чем особенно заинтересованы эксперты, нацеленные на подаче ситуации в данном ракурсе и утверждающие, что на российском рынке отсутствует качественная алкогольная продукция, тем самым продвигая зарубежную алкогольную продукцию. Однако стоит отметить, что, несмотря на данную пропаганду, было признано, что российская качественная алкогольная продукция существует, более того, в 2009 году данный факт был признан экспертами международного уровня, а в 2010 году отечественные производители качественного вина получили награды на международных выставках. Было подчеркнуто, что текущий год характеризуется увеличением рынка вина, восстановлением его в своих объемах, в частности планируется восстановление рынка до объемов 2007-2008 гг. к 2011 году.
Что касается вопросов правового регулирования алкогольной продукции, Леонид Вигдорович отметил, что вводится ужесточения мер ответственности за нарушения в области качества алкогольной продукции; разрабатывается предложение в области ограничения лицензирования, согласно которому производитель, лишенный лицензии единожды, лишается возможности ее получения. Процесс лицензирования алкогольной продукции планируется осуществлять под контролем одной организации, а именно Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) с целью создания централизованного государственного контроля качества продукции. На сегодняшний день Росалкогольрегулирование разрабатывает основные тезисы законопроекта для рассмотрения Правительством РФ в целях оказания помощи российским виноградарям и виноделам, рассчитанного на регулирование вплоть до 2020 года. Данный факт является особенно актуальным в связи с ограничением федерального финансирования в текущем году.
Как подчеркивает Владимир Мишеловин, на сегодняшний день ведется активная борьба с оборотом нелегальной продукции, проводятся массовые проверки организаций, учитывая тот факт, что даже у крупнейших производителей алкогольной продукции в ходе проверок неоднократно была выявлена фальсифицированная продукция. Также на рассмотрение в Правительство РФ был внесен законопроект, направленный на защиту рынка алкогольной продукции от компаний-однодневок, которые не несут никакой социальной ответственности за свою деятельность. Продолжается обсуждения положений технического регламента о нормах производства и продаже алкогольной продукции в Государственной Думе; введение новой акцизной марки, что рекомендовано осуществлять каждые 2-3 года с целью избегания подделок. Рассматривается вопрос об ужесточении административной и уголовной ответственности за продажу алкогольной продукции несовершеннолетним.
В ходе выступления Алексеем Корягиным был поднят вопрос об отнесении пива к категории алкогольной продукции в целях применения единообразных стандартов и правил по регулированию алкогольной продукции, ограничения рекламы пива, запрета продажи в киосках и ларьках пива крепостью выше 5 процентов, запрета продажи коктейлей и других алкогольных смесей, а также регулирования нарушений в области качества, которые также имеют место быть.
Также были отмечены меры, принятые на данный момент, включая введение минимальной розничной цены алкогольной продукции для выведения из теневого оборота, увеличение пошлин на импортную продукцию (в особенности, в отношении крепких алкогольных напитков), а также, несмотря на противоречивые мнения, увеличение по настоянию Министерства финансов акцизов в размере от 10 до 20-25 процентов в зависимости от вида алкогольной продукции.
По результатам «круглого стола» участниками были приняты следующие решения:
1. Рекомендовать уполномоченным органам власти рассмотреть возможность внесения соответствующих изменений в федеральные и региональные нормативно-правовые документы, устанавливающих обязательность проведения мониторинга качества пищевых продуктов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; установить более строгие меры от¬ветственности за выпуск и реализацию фальсифицированных товаров, а также предусмотреть более эффективную технологию проведения идентификации товаров.
2. Организовать процесс просвещения населения посредством распространения массовой информации в целях согласования и внесения предложений по вопросам обеспечения качества продукции. Одним из инструментов достижения максимального эффекта с точки зрения донесения информации до граждан могут являться информационные статьи, размещенные в тематических и специализированных изданиях, а также путем распространения бесплатных многотиражных городских изданий по итогам мониторинга качества продукции.
3. Регулярно проводить пресс-конференции по итогам качества и безопасности реализуемой на потребительском рынке алкогольной продукции в целях донесения достоверной информации до СМИ.
4. Активно поддерживать добросовестных производителей и совместно реализовывать мероприятия по продвижению на региональных рынках продукции, подтвердившей качество в результате добровольной сертификации.
5. Создать ассоциацию профильных организаций, осуществляющих деятельность в сфере подтверждения качества для унификации системы добровольной сертификации, а также реализации региональных программ повышения безопасности, качества и конкурентоспособности продукции. На базе указанной ассоциации создать саморегулируемую организацию, работающую на базе стандартов, обеспечивающих безопасность и качество алкогольной продукции на потребительском рынке Российской Федерации.