Итоги конференции "Теория и практика историко-географического эксперимента в морском мореплавании и судостроения"

21 Марта 2012
В эти выходные, 17-18 марта, в Москве завершила свою работу 1-ая научно-практическая конференция по вопросам теории и практики историко-географического эксперимента в морском мореплавании и судостроения в рамках межрегионального проекта «Арктика – территория открытий. От Семена Дежнева до наших дней», организаторами которой выступили Комитет по спорту и туризму Чукотского автономного округа, Морская Арктическая Комплексная Экспедиция (МАКЭ), Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва.

Приветственное слово к участникам конференции от Губернатора Чукотского автономного округа Романа Копина зачитала Пономарева Л.Н., член Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Чукотского автономного округа, первый заместитель председателя Комитета СФ по социальной политике и здравоохранению. Она так же отметила, что «Всевозрастающий интерес со стороны не только северных регионов, но и остальных стран к нашей арктической части страны наделяет данную конференцию совершенно особым значением и делает работу ее участников неоценимой. Спасибо вам. Спасибо за то, что выбрали своей профессией Арктику. Это трудно, интересно и очень благородно!».

Основная задача двух дней работы конференции заключалась в аккумулировании накопленных знаний различных областей историко-географического эксперимента и формировании основы исследовательской программы летом 2012 на р.Лена (Якутия) и на Севморпути в 2013 г. Синтез гуманитарной и естественной составляющей дал свой яркий и ощутимый результат, который вылился в огромное количество идей и новых направлений к сотрудничеству.

В ходе дискуссий неоднократно отмечалось, что морская культура России началась еще до Петровских времен с морской арктической культуры, когда была создана система мореплавания (знаки, судопроводки и т.п.) и необходим процесс переосмысления освоения Русского Севера, одним из направлений которого является коч - судно эпохи русских географических открытий XVII в, одно из самых загадочных в истории отечественного судостроения. Кочи ворвались в историю на 80 лет, даже не имея названия как такового, но, именно благодаря им, освоена Сибирь в кратчайшие сроки.

В связи с этим вновь поднят вопрос об исторической памяти. В результате экспедиционной работы накапливается большое количество фактов, которые не объяснимы с позиций классической науки. Представление о том, что носителем этой памяти является человек, оказывается не полным. Высказано предположение, которое необходимо экспериментально проверить, что носителем исторической памяти являются сложные взаимодействия в системе «Человек - Культура - Природная среда». Вся система становится чувствительной к этой памяти, по мере ее удаления от равновесного состояния.

С целью проверки этой и ряда других гипотез совместно Институтом прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН, представителем которого на конференции был профессор Маленецкий Г.Г., намечена разработка модели эксперимента, которая будет учитывать сложные взаимодействия между людьми, технологией судоходства, и событиями, происходящими в окружающей среде. По его словам, исследования подобной системы во время историко-географического эксперимента на кочах проекта «Арктика – территория открытий», являются ценным материалом для использования в космосе и на подводных лодках.

Участники конференции едины во мнении, что необходима популяризация исторического наследия и активизация процессов внедрения в современное развитие исторических достижений и данных, которые будут способствовать развитию не только в воспитании и образовании, но и в экономике и других направлениях. Необходимо сделать науку доступной и понятной, а результаты исследований брать на вооружение в повседневной практике.