Центральный институт авиационного моторостроения отмечает свое 85-летие

3 Декабря 2015
ЦИАМ был образован в результате слияния авиационного отдела НАМИ и винтомоторного отдела ЦАГИ указом от 3 декабря 1930 года на заседании Революционного Военного Совета СССР. В 1930-е годы под руководством А.А. Микулина в стенах института был создан двигатель М-34 – один из мощнейших в СССР. Именно он был установлен на самолете Валерия Чкалова, когда тот совершал исторический перелет через Северный полюс в Америку. На базе этого мотора была разработана и серия АМ - основные авиадвигатели в Великую Отечественную войну.

В те же годы по всей стране стали появляться авиастроительные конструкторские бюро, которые возглавили выходцы из ЦИАМ. Среди них В.Я. Климов, А.Д. Чаромский, А.А. Микулин, В.А Добрынин, А.М. Люлька, В.Н. Челомей, Л.И. Седов. В следующие десятилетия работы института способствовали переходу отечественной авиации на газотурбинные двигатели, а в 1950-е специалисты ЦИАМ принимали участие в создании реактивных двигателей Люльки, Микулина, Добрынина, Кузнецова, Ивченко.
И тогда же в подмосковном Лыткарино был основан один из крупнейших в мире экспериментально-исследовательских комплексов для испытания двигателей и их элементов в различных условиях полета.

«ЦИАМ - уникальный комплекс стендов, обеспечивающих при испытаниях имитацию высотно-скоростных условий полета. Стенды разработаны в направлениях испытаний гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей на водородном и углеводородном топливе, испытаний двигателей в условиях обледенения, экспериментальной отработки винто-вентиляторов и малошумных двигателей. ЦИАМ – одно из ведущих предприятий в своей отрасли, и мы рассчитываем на новые достижения и открытия, способные перевернуть, в хорошем смысле, всю авиационную отрасль», - отметил в своем поздравлении заместитель Председателя Правительства Московской области – министр инвестиций и инноваций Денис Буцаев.


В январе 1935 г. проводимые в институте работы по опытному двигателестроению были переданы на серийные моторостроительные заводы, при которых начали создаваться ОКБ.
В 1943 г. в ЦИАМ В.В. Уваровым был разработан турбовинтовой двигатель комбинированной схемы с использованием тяги как от воздушного винта, так и от выхлопной струи. Первые образцы такого двигателя были построены в 1945-1947 гг. Первым отечественным ТРД стал двигатель ТР-1 конструкции А.М. Люльки.

В 50-е годы отечественное двигателестроение во многом опередило зарубежные фирмы по оригинальности и уникальности реализованных решений. Значительной вехой в развитии ТРД стал двигатель Р11-300 ОКБ А.А. Микулина и С.К. Туманского с 6-ю ступенями компрессора, причем три из них были сверхзвуковыми. Семейство двигателя имеет долгую жизнь и применение на знаменитых и самых массовых истребителях МиГ-21.

Основными техническими новшествами в третьем поколении были появление двухконтурных двигателей и внедрение воздушного охлаждения турбин, позволившее увеличить температуру газа на 150-175К. Рост температуры газа стал главным фактором, определяющим прогресс авиационного двигателестроения.
Это были двигатели семейств Д-30 ОКБ П.А. Соловьева и НК-8 ОКБ Н.Д. Кузнецова для самолетов Ту-154, Ил-62.

В 70-80-е годы применение конвективно-пленочного охлаждения в лопатках турбин, внедрение монокристаллических с направленной кристаллизацией рабочих лопаток дало возможность увеличить температуру газа на входе в турбину до 1500-1700К. В ОКБ П.А. Соловьева создан новый высокоэкономичный двухвальный ТРДД для пассажирских самолетов Ил-96-300 большой дальности полета.
В эти же годы начались активные исследования гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя, приведшие к созданию гиперзвуковой летающей лаборатории.
Юлианна Милевская
Министерство инвестиций и инноваций МО