В Интернет – за покупками

13 Мая 2010
С каждым годом Интернет занимает все более заметное место в нашей жизни. Виртуальное пространство превратилось в универсальное средство коммуникации. Здесь мы ищем новых друзей и общаемся со старыми, обмениваемся идеями и опытом, узнаем последние новости и тут же обсуждаем их, консультируемся с врачами и астрологами, ищем работу и выполняем ее. И даже покупки мы теперь предпочитаем совершать, не отходя от экранов своих домашних мониторов. Поистине, это заслуживает отдельного обсуждения. Итак, в каких же уголках Сети мы ищем и находим нужные нам вещи? А главное: как выбрать место совершения виртуальной покупки, чтобы она оставила только приятные воспоминания?

Чаще всего через Интернет покупают книги, музыкальные и видеодиски, мобильные телефоны и аксессуары для них. Сегодня появляется все больше сайтов, специализирующихся на продаже товаров определенной категории: например, фотоаппаратов, электроинструмента или спортивного инвентаря. Есть и универсальные интернет-магазины. Например, в магазине OZON вы сможете найти практически все, что угодно. Существенно облегчить выбор подходящего интернет-магазина помогут универсальные торговые каталоги, самый популярный из которых в России – «Яндекс маркет». А наличие у всех зарегистрированных на «Маркете» торговых сайтов пользовательского рейтинга и отзывов покупателей существенно облегчает выбор.
Тем не менее, оказывается, что, несмотря на большое количество предложений, купить в Сети сложную бытовую технику не так уж просто. Расставаясь с достаточно крупной суммой денег, к выбору площадки следует отнестись более тщательно. Многие сегодня склонны считать, что наиболее надежны торговые сайты крупных сетей, которые вряд ли станут рисковать своей репутацией, продавая онлайн-клиентам некачественный товар. Поспорить с этим трудно, а популярность интернет-магазинов таких торговых сетей, как «М-Видео», «Техносила», «Белый Ветер», «Евросеть» и пр., говорит сама за себя.
Обратная сторона этой «медали» – высокие цены. Обычно они точно такие же, как и в магазинах реальных. В то же время «классические» интернет-магазины, например, 003.ru, TechPort и др., изначально торгующие только в Сети, как правило, предлагают своим покупателям цены в среднем на 10-20% ниже тех, которые можно встретить в «реале». Связано это с тем, что интернет-торговля не требует расходов на содержание/аренду, оборудование и охрану торговых площадей, а также позволяет минимизировать торговые риски и объем товарных запасов. Встретить же некачественный товар гораздо чаще можно в «реальном мире», например – приобретая что-либо на столь популярных в России оптовых рынках.
Впрочем, в некоторых случаях имеет смысл более тщательно изучить предлагаемые магазином условия поставки товара покупателю. В частности, когда речь идет о сложной технике, требующей профессионального монтажа и обслуживания: например, о кондиционерах. Первый вопрос, которым должен задаться грамотный покупатель в таких случаях: «Кто мне установит оборудование и кто будет его ремонтировать в случае необходимости?».
«Нельзя относиться к покупке кондиционера так же, как к приобретению чайника или, например, пылесоса, – объясняет Сергей Никитин, специалист Консультационного центра компании GREE, ведущего мирового производителя оборудования для кондиционирования воздуха. – В нашем случае покупателю не обойтись без предварительной консультации специалиста, иначе можно ошибиться с подбором мощности. Более того, мы отправляем своего эксперта на место будущей установки кондиционера, чтобы заранее учесть все нюансы монтажа. Пока сплит-система не смонтирована, она, по сути, является «полуфабрикатом». И если монтаж будет выполнен непрофессионально, это может привести к поломке кондиционера. Покупатели же в таких ситуациях грешат в первую очередь на качество оборудования, а это – прямой удар по имиджу производителя. Предоставляя на свою технику 5-летнюю гарантию, мы должны быть уверены в том, что она правильно установлена и эксплуатируется».
Для продажи через Интернет на всей территории России в этой компании сумели найти весьма оригинальное решение. Непосредственно реализацией, установкой и обслуживанием кондиционеров занимаются региональные дистрибьюторы GREE. При этом подобрать подходящее для себя решение и оформить заказ покупатель может в соответствующем разделе интернет-портала GREE в России (www.gree-air.ru). При необходимости можно получить подробную консультацию специалиста, воспользовавшись бесплатным номером телефона call-центра. Оператор передаст заказ одному из дилеров, расположенных в нужном городе, и свяжет его с заказчиком.
Интересно, что на этом процесс взаимодействия с клиентом не заканчивается. «Мы контролируем каждый заказ, следим за тем, чтобы покупатель остался доволен сроками и качеством его исполнения», – продолжает Сергей Никитин. Примечательно, что уже в момент отправки первичного заказа покупатель знает, какую сумму должен будет заплатить за оборудование. Правда, стоимость монтажа может варьироваться в зависимости от протяженности и способа прокладки трубопроводов, соединяющих наружный и внутренний блоки, необходимости использования автовышки или привлечения альпинистов и т.п.
Кстати, политики «единой цены» придерживаются сегодня многие известные производители. Например, любая продукция Apple, независимо от места и способа реализации, всегда продается по одним и тем же ценам. Компания «Данфосс» (ведущий мировой производитель энергосберегающего оборудования для систем отопления и теплоснабжения зданий), познакомившая россиян с радиаторным терморегулятором (приспособлением, позволяющим автоматически включать и выключать батареи и поддерживать в комнате постоянную температуру), также контролирует розничные цены на свою продукцию. На специальном интернет-сайте (www.termostat.ru) любой желающий может ознакомиться не только с параметрами, конструкцией и принципом работы новомодных гаджетов, но и с рекомендованными розничными ценами на них.
Отдельного внимания заслуживает также тема гарантийного и сервисного обслуживания купленного товара. Многих потенциальных клиентов интернет-магазинов отпугивает то обстоятельство, что они не могут воочию увидеть прилавок с надписью «Сервисный центр», за которым хозяйничают деловитого вида молодые люди в фирменных комбинезонах. Нужно заметить, что фактор этот имеет чисто психологический характер. Купив товар в виртуальной торговой точке, вы точно так же получите возможность проверить его, прежде чем отдать деньги курьеру. И получите точно такой же чек и гарантийный талон, как в обыкновенном магазине. Если изделие выйдет из строя уже после покупки, то, где бы вы его ни приобрели, вам придется самостоятельно везти его в сервисный центр: из обыкновенного магазина домой к вам за ним тоже никто не приедет.
Исключением опять является сложная бытовая техника. Отвезти в сервисный центр для диагностики и ремонта фотоаппарат, мобильный телефон или, наконец, пылесос – проблема небольшая. А вот как быть, скажем, с холодильником или кондиционером? Обратившись в фирменную сервисную службу при наступлении гарантийного случая, вы часто рискуете услышать в ответ: «Привозите, мы посмотрим». Т.е. вы за свой счет должны нанять специалистов, которые сначала демонтируют ваш кондиционер, а после ремонта – установят обратно! Не говоря уже о транспортных расходах…
Вот и получается, что еще на стадии выбора сложной техники лучше обращаться в профессиональную компанию, которая имеет собственную монтажную и сервисную службу, отвечает за судьбу каждого проданного агрегата и готова обслуживать вашу технику по месту монтажа. В идеале – непосредственно к производителю оборудования либо к его официальному представителю.
В заключение нужно сказать несколько слов о некоторых специфических видах товаров, покупать которые нужно с особой осмотрительностью. Например, всем хорошо известно, что парфюмерия, косметика, лекарственные препараты и пр., к сожалению, довольно часто фальсифицируются. По этой причине любые товары такого рода – в отличие, скажем, от бытовой техники, электроники или домашней утвари – лучше всего приобретать в интернет-магазинах крупных специализированных розничных сетей: парфюмерных, аптечных и пр.

Просторы Интернета поистине безграничны, и потеряться здесь неподготовленному человеку очень легко. Поэтому мы часто с недоверием относимся к благам виртуального мира. Тем не менее, он живет по тем же самым законам, что и окружающий нас мир реальный. Здесь точно так же можно пойти в магазин и приобрести нужную или просто понравившуюся вещь. Просто нужно быть внимательным и рассудительным: так же, как и в обычной жизни. Удачных покупок!

Пресс-служба компании «Евроклимат» (официальный дистрибьютор GREE в России)
Анастасия Чугуевская
GREE