Любимый прицел Людмилы Павличенко

6 Мая 2015
Холдинг «Швабе», входящий в Госкорпорацию Ростех, в рамках цикла публикаций, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, продолжает рассказ о предприятиях, внесших вклад в это знаменательное событие, и уникальных разработках того времени. В этом материале речь пойдет об укороченном оптическом прицеле с 3,5-кратным увеличением, который особенно полюбился женщинам-снайперам (почти 30% советских фронтовых снайперов составляли женщины). Легендарный оптический прибор, в частности, можно наблюдать на винтовке прославленного советского стрелка Людмилы Павличенко в российском художественном фильме «Битва за Севастополь», который вышел в прокат в начале апреля.

Повышенное внимание к укороченному оптическому прицелу со стороны «Мисс Кольт» (так за ратные подвиги Людмилу Павличенко прозвали в США) и других женщин-снайперов объясняется тем, что он был надежный, компактный и, самое главное, легкий – его вес составлял всего 400 грамм. Для сравнения: не менее популярный в годы Великой Отечественной войны советский прицел Емельянова был на 200 грамм тяжелее.

С 1940 по 1945 годы было выпущено более 500 тыс. экземпляров укороченного оптического прицела. Часть из них была произведена на предприятии Холдинга – АО «Швабе – Оборона и Защита».

Конструкция прицела оказалась настолько удачной и востребованной, что его продолжали производить на протяжении нескольких десятилетий после окончания войны. Прибор пользовался стабильным спросом среди охотников и поклонников спортивной стрельбы.

Спустя некоторое время после снятия прицела с производства в оружейном сообществе все чаще стали звучать мысли о его возрождении. Дело в том, что повышенный интерес к любимому оптическому прицелу советского снайпера Людмилы Павличенко стали проявлять как российские, так и зарубежные поклонники военной классики.

И «час икс» настал. В 2003 году ОАО «Производственное объединение «Новосибирский приборостроительный завод» (ныне АО «Швабе – Оборона и Защита») получило заявку от одной американского партнера на поставку приборов, максимально точно повторяющих укороченные оптические прицелы времен Великой Отечественной войны.

За возрождение легендарной советской военной реликвии взялись конструктор Нина Хоменко и оптик Наталья Тихонова. При создании прицела специалисты «Швабе» использовали аналогичные конструкционные материалы – сталь различных марок, оптическое стекло («крон», «флинт») и алюминиевый сплав. Конструктивным отличием новосибирского прибора от оригинала является введение в оптическую схему сетки, штрихи которой нанесены на стекло методом фотолитографии (в оригинале она была изготовлена из проволочных «волосков» из сплава «константан»). Кроме этого, вместо оксидирования корпус современного прицела покрасили более надежной порошковой эмалью.

Оптическая легенда также получила расширенную линейку кронштейнов. Сегодня знаменитый прицел можно устанавливать как традиционно на снайперскую винтовку Мосина, так и на оружие, имеющее боковое крепление «ласточкин хвост» – карабины «Сайга», «Тигр», «Вепрь».

Холдинг «Швабе» объединяет основные предприятия оптико-электронной отрасли России. В его состав входят 64 организации, в том числе научно-производственные объединения, конструкторские бюро, оптические институты, а также сервисно-сбытовые компании. Холдинг разрабатывает и производит высокотехнологичные оптико-электронные системы и комплексы, оптические материалы, медицинское оборудование, энергосберегающую светотехнику и другие виды продукции. Холдинг входит в Государственную корпорацию «Ростех», крупнейшие предприятия «Швабе» входят в Союз машиностроителей России.

Госкорпорация Ростех – российская корпорация, созданная в 2007 году для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В ее состав входит более 700 организаций, из которых в настоящее время сформировано 9 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и 5 – в гражданских отраслях промышленности, а также 22 организации прямого управления. В портфель Ростеха входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, Вертолеты России, ВСМПО-АВИСМА и т.д. Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 70 стран. Выручка Ростеха в 2013 году составила 1,04 трлн рублей. Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней превысили 138 млрд рублей.
Пресс-служба Швабе
Швабе
pressa@shvabe-media.ru