Молочные продукты в мягкой упаковке: антикризисное решение

20 Марта 2015
По данным исследования компании Abercade (2012 г.) в странах Западной Европы и Северной Америки в мягких пакетах реализуется значительная часть цельномолочной продукции. Оборудование для розлива в пленочную упаковку, как правило трехслойную, интегрировано в линии пастеризации, и покупатели знают, что это продукты свежие, натуральные, вкусные. В случае использования пленок с барьерным слоем на рынок можно выводить продукты с увеличенным сроком годности (ESL, при наличии соответствующего технологического оборудования, в том числе асептического розлива), транспортировать их на большие расстояния, расширять рынок сбыта.

ПРЕИМУЩЕСТВА
Среди аргументов в пользу использования мягкой упаковки – меньшие затраты сырья и энергоресурсов на производство пленочного материала; дешевле обходится логистика за счет меньшего веса упаковочного материала; экологичность, поскольку от пленки меньше отходов.

ИСТОРИЯ
В нашей стране пастеризованное молоко, кефир в полиэтиленовых пакетах появились еще в советский период. Постепенно продукты в мягкой упаковке, требующие быстрой реализации, были вытеснены в эконом сегмент по мере появления более современных, брендовых, форматов упаковки. Однако, учитывая сохранение натурального состава и вкуса пастеризованного молока при более щадящей тепловой обработке, чем при ультра пастеризации, продукты в мягкой упаковке, в том числе сметана, йогурты, пользуются успехом у потребителя. Для удобства хранения и использования после вскрытия упаковки существует множество решений – от специальных зажимов для пакетов до специальных кувшинов с системой открытия пакетов.

СЕГОДНЯ
Существует мнение, что сейчас в России среди постоянных покупателей молока в мягкой упаковке преимущественно люди с небольшими доходами. Но это не совсем так. На отечественных предприятиях производство пастеризованного молока в пленочной упаковке из года в год стабильное, по опросам представителей молочной отрасли – в среднем не менее 40 % от всего выпускаемого питьевого молока. В настоящее время при снижении платежеспособности населения эта цифра увеличивается.

ПРЕДПОЧТЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Редко, когда в молочных отделах магазинов к концу дня остаются пастеризованное молоко или кисломолочные продукты с небольшим сроком хранения как в мягкой, так и в картонной упаковке. «Скоропорт», как его называют работники торговли, не залеживается, особенно в пленке. Вполне можно предположить, что спрос со стороны не магазинов, а конечных потребителей на эту группу товаров больше, чем их предложение. Бесспорно, снижение в нашей стране продаж разливного молока – важный шаг к цивилизованному рынку. Для фермерских хозяйств, выпускающих в небольших объемах, но качественные продукты, важно иметь дешевую упаковку и эффективное в эксплуатации оборудование. Молоко, упакованное на ферме в полиэтиленовый пакет, приносит сельским предпринимателям хороший доход. Однако для молочных предприятий выпуск продуктов в пленочной упаковке по-прежнему остается ориентированным на потребителя, который экономит на своих расходах. В годы падения платежеспособности населения молочная продукция промышленного изготовления в пленке переходит в категорию социально значимых товаров, минимально прибыльных для бизнеса при высоких ценах на сырье. Предприятия балансируют свои расходы, подбирая оптимальный вид упаковки продукта, экономя преимущественно на упаковочном материале.

СОВРЕМЕННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Однако дополнительно снизить издержки можно и на процессе упаковки. Современное оборудование обеспечивает высокий технический уровень производства в мягких пакетах большого ассортимента молочных продуктов. Питьевое молоко, кефир, ряженку, йогурты, сметану, национальные напитки российские предприятия выпускают не одно десятилетие. И многие из них сейчас задумываются о модернизации аппаратов по фасовке в пленочный пакет с целью экономии. Сегодня упаковочные
автоматы устаревшего образца заменяют на модернизированные до технического уровня автоматы нового поколения, которые позволяют предприятиям уменьшать расходы на выпуск продукции в мягкой упаковке.

Следовательно, можно сказать, что техническая сторона выпуска молочных продуктов в мягкой полимерной упаковке сегодня не только не вызывает проблем, но и позволяет снижать издержки, а значит, сделать продукт еще более доступным потребителю. Этот сектор российского рынка может расти, расширяя ассортимент молочной продукции в мягкой упаковке, что повлечет за собой изменения имиджа продукта от просто дешевого до качественного и доступного. То, что в кризис покупатели возвращаются к полиэтиленовой упаковке, способствует укреплению позиций таких продуктов, как молоко, сметана, йогурт, кефир, ряженка и др. Предприятиям, делающим акцент на выпуск молочных продуктов в мягкой упаковке, это обязательно даст конкурентное преимущество, быструю оборачиваемость средств, в том числе и после преодоления нынешней экономической неопределенности.
NHM Limited
NHM Limited