Совершенствование системы оплаты услуг ЖКХ остановит рост тарифов и сделает их прозрачными

20 Октября 2010
19 октября на совещании по подготовке предприятий ЖКХ и энергетики к осенне-зимнему периоду 2010-2011 гг. глава Минрегиона Виктор Басаргин сообщил о задолженности населения за услуги ЖКХ. Она составляет почти 70 млрд. рублей, что на 17,2% выше показателей предыдущего года. Кредитная задолженность организаций (в основном, это УК – 90%) составила за электроэнергию 17,7 млрд руб, теплоэнергию - 38,2 млрд руб, газ - 13,7 млрд руб. В сложившейся ситуации министр попросил вице-премьера Дмитрия Козака, проводившего совещание, ужесточить контроль за ликвидацией задолженности.
Андрей Максимов, Заместитель Генерального директора по развитию бизнеса Инженерного центра «ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ», считает, что кредитная задолженность отчасти уже включена в тарифы ЖКХ на следующий год. Однако остановить рост тарифов можно, если понять и устранить причины роста задолженности. Схема, по которой осуществляется расчет за услуги ЖКХ, настолько утопическая и примитивная, что дальнейшее ее существование только усугубит ситуацию в данной сфере.
До сих пор учет потребленной электрической энергии и воды проводится жильцами «на глазок». Разница в показаниях поквартирных приборов учета и общедомового счетчика, (который отображает реальные цифры потребленных энергоресурсов) при этом переносится в платежные документы граждан за жилищно-коммунальные услуги. Или, если у энергосбытовой компании прямой договор с управляющей компанией, которая не может собрать с жильцов эту разницу, то УК не доплачивает поставщику. Сбытовая компания в свою очередь либо не доплачивает сетевой или же компенсирует убыток за счет роста тарифа на следующий год. Получается замкнутый круг. Таким образом, потребители, которые платят исправно, в следующем году оплатят эту разницу еще и с процентами – 70 млрд рублей будут собраны за счет возросших тарифов.
Изменить ситуацию в стране, предупредить хищения энергоресурсов и несанкционированные подключения, ограничить подачу энергоресурсов неплательщикам и сделать систему платежей прозрачной для всех сторон можно. Для этого нужна поддержка государства, заинтересованность инвесторов и современные технологии. Если говорить о последних, в сфере учета они уже созданы и доказали свою многофункциональность. Это «умные» измерения - Smart Metering. Они ведут полный внутри- и общедомовой учет по категориям (лифты, освещение и пр), снимают показания с квартир, и каждый потребитель с точностью до ватта знает, за что он платит.
Именно эти системы гарантируют потребителю, сетевым и энергосбытовым компаниям, а также ТСЖ и УК защиту от мошенничества со стороны третьих лиц. В России «интеллектуальных» сетей пока не так много, но там, где они уже работают, потребители в любой момент могут обратиться в ЕИРЦ за точной информацией. Жильцы и сбытовые компании, УК и ТСЖ при любой попытке вмешательства в работу приборов учета с целью хищения или искажения данных будут незамедлительно проинформированы системой.

Если мы примем во внимание опыт развитых стран и в выборе технического решения будем ориентироваться на внедрение Smart Metering, ситуация в ЖКХ изменится в лучшую сторону и обретет прозрачность. «Умные» измерения позволят сбытовым и сетевым организациям наладить оперативный, достоверный и объективный учет поставляемых ресурсов. Не менее важно и то, что данная инициатива будет способствовать развитию существующих технологий отечественных производителей микропроцессорной элементной базы и программно-аппаратных средств.
Назаренко
Инженерный центр
620-0838
t.nazarenko@ackye.ru