Дмитрий Мурзинцев: законодательство должно совершенствоваться с учетом отраслевой специфики
5 Апреля 2011
Немалая часть усилий саморегулируемых организаций в строительстве направлена на снижение административной нагрузки на строительный бизнес. Саморегулируемые организации, как в индивидуальном порядке, так и на базе национальных объединений и различных общественных организаций ведут активную работу по совершенствованию законодательства, направленную на снижение административных барьеров и обеспечение свободы предпринимательства.
В июле прошлого года вышел Приказ ¹624, существенно сокративший перечень работ, требующих получения допуска на их выполнение. Многие восприняли это нововведение с энтузиазмом. Однако, как показало время, такое послабление оказалось до некоторой степени преждевременным, в первую очередь – с точки зрения обеспечения безопасности строительства. Теперь многие СРО настаивают на пересмотре отдельных положений Приказа, внесения дополнений и изменений, частично ограничивающих полученные в прошлом году свободы.
Как показал недавно прошедший в НОСТРОЙ круглый стол, предложений по переработке Приказа ¹624 у СРО много и большинство из них связано с отраслевой практикой. О том, какие изменения в Приказе представляются разумными строителям-энергетикам, нам рассказал генеральный директор СРО НП «ЭнергоСтройАльянс» Дмитрий Мурзинцев.
- Дмитрий Леонидович, что в Приказе не устраивает энергетиков?
В целом, то же, что и всех остальных. Пресловутые «звездочки» или, если хотите, астериски. Безусловно, введенный в прошлом году перечень упростил жизнь многим строительным компаниям. Определенные виды работ, не оказывающие влияние на безопасность строительства, были выведены из списка. Это очень помогло малому бизнесу, представители которого в некоторых регионах не могли даже окна устанавливать без вступления в СРО. Однако этот же приказ создал очень неоднозначную ситуацию, связанную с видами работ, получившими «звездочку».
«Звездочкой» были отмечены работы, требующие получения свидетельства только в случае их выполнения на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах. Иными словами, были сделаны своеобразные исключения. К сожалению, при ближайшем рассмотрении выяснилось, что некоторые из этих исключений нельзя отнести к категории, не оказывающих влияние на безопасность капитального строительства.
- Приведете пример?
Конечно. Объекты электроэнергетики напряжением до 330 киловольт согласно статье 48.1 Градостроительного кодекса не относятся к особо опасным и технически сложным. В Приказе ¹624 астериском помечен целый ряд работ, которые обычно проводятся на таких объектах. К примеру, монтаж электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации (пункт 23.6 в перечне), пусконаладочные работы систем автоматики и сигнализации, автономной и комплексной наладки систем и другие (пункты 24.10-24.12 перечня). Если перечисленные виды работ осуществляются на объектах, входящих в Единую энергетическую систему России, сказать, что они не влияют на безопасность, нельзя. Выполнение работ компанией без допуска, не прошедшей надлежащей проверки со стороны профильной СРО, может привести к серьезным сбоям в работе энергосистемы. Масштабы последствий в таких случаях трудно прогнозировать, тем не менее, понятно, что они могут быть очень и очень серьезными.
Другой вариант, менее очевидный с первого взгляда, связан с перечнем видов работ по подготовке проектной документации. Астериском отмечен пункт «4.3. Работы по подготовке внутренних систем электроснабжения» и «4.4. Работы по подготовке проектов внутренних слаботочных систем». Казалось бы, почему нет? Да, но что если ошибки были допущены при проектировании подстанции, административного строения электросетевой компании, здания ТЭЦ или ГЭС? Ошибка в проектной документации для центра диспетчерского управления сетями, который отвечает за работу сетей целых регионов, может обойтись очень дорого.
- Что вы предлагаете? Как можно решить проблему «звездочек» в данном случае?
«ЭнергоСтройАльянс» выдвинул предложение изменить формулировку для «звездочки». Поскольку одна из наших основных целей – обеспечение безопасности, мы предложили более ответственно подойти к списку объектов, для работы на которых не нужно получать допуск. Мы считаем, что соответствующие работы могут производиться без допуска только на объектах, для которых в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса не требуется разрешение на строительство, а также для объектов индивидуального жилищного строительства. Иными словами, мы призываем более осознанно подойти к вопросам управления рисками. Мы не считаем, что нужно полностью отменить «звездочки», но и пробелов в Приказе, усугубляющих эти риски, должно быть как можно меньше.
- Какие еще дополнения кажутся Вам необходимыми?
В перечне указан такой вид работ, как организация строительства, реконструкции и капитального ремонта генеральным подрядчиком. При этом не регламентированы работы по осуществлению функции заказчика, несмотря на то, что Постановлением Правительства ¹ 468 и другими актами на заказчика возложены обязанности по проведению строительного контроля и ряд функций по организации строительства. Считаю, что этот момент должен быть надлежащим образом отражен в перечне.
Далее, в перечне не совсем корректно проклассифицирована целая группа работ, относящихся к энергетическому строительству. Группа ¹ 20 - «Устройство наружных электрических сетей и линий связи» - с описанными видами работ не соответствует существующему пониманию электрической сети. В энергетическом строительстве под электрической сетью понимают объекты передачи и распределения электроэнергии, которые включают в себя подстанции, трансформаторные и распределительные пункты, воздушные и кабельные линии передач. Соответственно, классификация и детализация видов работ в группе должна быть методологически иной. Мы предлагаем классифицировать работы по конкретным типам объектов: подстанций; воздушных линий; кабельных линий; трансформаторных, распределительных пунктов и распределительных сетей и так далее. Свой подход мы озвучили на круглом столе в НОСТРОЙ, и я думаю, что его можно распространить на другие отрасли.
Я считаю, что это одно из достижений саморегулирования – возможность в полной мере использовать отраслевой опыт для доработки нормативных актов. Законодательство должно совершенствоваться с учетом отраслевой специфики. Первоочередная обязанность СРО – проводить здоровую оценку законодательных и нормативных актов, критиковать их, предлагая собственные взвешенные решения, основанные на экспертных мнениях. Работая согласованно, мы можем рассчитывать на достижение заметных результатов.
В июле прошлого года вышел Приказ ¹624, существенно сокративший перечень работ, требующих получения допуска на их выполнение. Многие восприняли это нововведение с энтузиазмом. Однако, как показало время, такое послабление оказалось до некоторой степени преждевременным, в первую очередь – с точки зрения обеспечения безопасности строительства. Теперь многие СРО настаивают на пересмотре отдельных положений Приказа, внесения дополнений и изменений, частично ограничивающих полученные в прошлом году свободы.
Как показал недавно прошедший в НОСТРОЙ круглый стол, предложений по переработке Приказа ¹624 у СРО много и большинство из них связано с отраслевой практикой. О том, какие изменения в Приказе представляются разумными строителям-энергетикам, нам рассказал генеральный директор СРО НП «ЭнергоСтройАльянс» Дмитрий Мурзинцев.
- Дмитрий Леонидович, что в Приказе не устраивает энергетиков?
В целом, то же, что и всех остальных. Пресловутые «звездочки» или, если хотите, астериски. Безусловно, введенный в прошлом году перечень упростил жизнь многим строительным компаниям. Определенные виды работ, не оказывающие влияние на безопасность строительства, были выведены из списка. Это очень помогло малому бизнесу, представители которого в некоторых регионах не могли даже окна устанавливать без вступления в СРО. Однако этот же приказ создал очень неоднозначную ситуацию, связанную с видами работ, получившими «звездочку».
«Звездочкой» были отмечены работы, требующие получения свидетельства только в случае их выполнения на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах. Иными словами, были сделаны своеобразные исключения. К сожалению, при ближайшем рассмотрении выяснилось, что некоторые из этих исключений нельзя отнести к категории, не оказывающих влияние на безопасность капитального строительства.
- Приведете пример?
Конечно. Объекты электроэнергетики напряжением до 330 киловольт согласно статье 48.1 Градостроительного кодекса не относятся к особо опасным и технически сложным. В Приказе ¹624 астериском помечен целый ряд работ, которые обычно проводятся на таких объектах. К примеру, монтаж электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации (пункт 23.6 в перечне), пусконаладочные работы систем автоматики и сигнализации, автономной и комплексной наладки систем и другие (пункты 24.10-24.12 перечня). Если перечисленные виды работ осуществляются на объектах, входящих в Единую энергетическую систему России, сказать, что они не влияют на безопасность, нельзя. Выполнение работ компанией без допуска, не прошедшей надлежащей проверки со стороны профильной СРО, может привести к серьезным сбоям в работе энергосистемы. Масштабы последствий в таких случаях трудно прогнозировать, тем не менее, понятно, что они могут быть очень и очень серьезными.
Другой вариант, менее очевидный с первого взгляда, связан с перечнем видов работ по подготовке проектной документации. Астериском отмечен пункт «4.3. Работы по подготовке внутренних систем электроснабжения» и «4.4. Работы по подготовке проектов внутренних слаботочных систем». Казалось бы, почему нет? Да, но что если ошибки были допущены при проектировании подстанции, административного строения электросетевой компании, здания ТЭЦ или ГЭС? Ошибка в проектной документации для центра диспетчерского управления сетями, который отвечает за работу сетей целых регионов, может обойтись очень дорого.
- Что вы предлагаете? Как можно решить проблему «звездочек» в данном случае?
«ЭнергоСтройАльянс» выдвинул предложение изменить формулировку для «звездочки». Поскольку одна из наших основных целей – обеспечение безопасности, мы предложили более ответственно подойти к списку объектов, для работы на которых не нужно получать допуск. Мы считаем, что соответствующие работы могут производиться без допуска только на объектах, для которых в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса не требуется разрешение на строительство, а также для объектов индивидуального жилищного строительства. Иными словами, мы призываем более осознанно подойти к вопросам управления рисками. Мы не считаем, что нужно полностью отменить «звездочки», но и пробелов в Приказе, усугубляющих эти риски, должно быть как можно меньше.
- Какие еще дополнения кажутся Вам необходимыми?
В перечне указан такой вид работ, как организация строительства, реконструкции и капитального ремонта генеральным подрядчиком. При этом не регламентированы работы по осуществлению функции заказчика, несмотря на то, что Постановлением Правительства ¹ 468 и другими актами на заказчика возложены обязанности по проведению строительного контроля и ряд функций по организации строительства. Считаю, что этот момент должен быть надлежащим образом отражен в перечне.
Далее, в перечне не совсем корректно проклассифицирована целая группа работ, относящихся к энергетическому строительству. Группа ¹ 20 - «Устройство наружных электрических сетей и линий связи» - с описанными видами работ не соответствует существующему пониманию электрической сети. В энергетическом строительстве под электрической сетью понимают объекты передачи и распределения электроэнергии, которые включают в себя подстанции, трансформаторные и распределительные пункты, воздушные и кабельные линии передач. Соответственно, классификация и детализация видов работ в группе должна быть методологически иной. Мы предлагаем классифицировать работы по конкретным типам объектов: подстанций; воздушных линий; кабельных линий; трансформаторных, распределительных пунктов и распределительных сетей и так далее. Свой подход мы озвучили на круглом столе в НОСТРОЙ, и я думаю, что его можно распространить на другие отрасли.
Я считаю, что это одно из достижений саморегулирования – возможность в полной мере использовать отраслевой опыт для доработки нормативных актов. Законодательство должно совершенствоваться с учетом отраслевой специфики. Первоочередная обязанность СРО – проводить здоровую оценку законодательных и нормативных актов, критиковать их, предлагая собственные взвешенные решения, основанные на экспертных мнениях. Работая согласованно, мы можем рассчитывать на достижение заметных результатов.
Последние новости раздела
19 апреля 2024
16 апреля 2024
16 апреля 2024