Кто управляет СРО?

1 Сентября 2014
Система саморегулирования в строительстве базируется, условно говоря, на двух составляющих. Первая, стратегическая, включает в себя законодательное регулирование, администрирование всей системы и надзор со стороны регулятора. Вторую можно назвать «практикой на местах» - то есть реальной практикой управления СРО.
Указанная практика до сих пор остается во многом не детализированной и не унифицированной, что оставляет пространство для разночтений и даже злоупотреблений. В настоящее время Рабочая группа по вопросам корпоративных отношений и процедур принятия решений органами саморегулируемой организации при Совете ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности занимается подготовкой профильных Методических рекомендаций. Проект Методических рекомендаций по организации работы органов управления саморегулируемой организации в подробностях регламентирует проведение общего собрания членов саморегулируемой организации и заседания постоянно действующего коллегиального органа управления СРО.
Документ содержит все необходимые сведения для оптимизации управления СРО. В частности, особое место в нем отведено разграничению управленческих полномочий между общим собранием членов СРО (далее – общее собрание) и коллегиальным органом управления СРО (далее – коллегиальный орган).
К исключительной компетенции общего собрания относится широкий перечень вопросов. Так, общее собрание утверждает устав некоммерческой организации и внесение в него изменений. Осуществляет избрание членов коллегиального органа, досрочное прекращение его полномочий или полномочий отдельных его членов. Утверждает меры дисциплинарного воздействия, порядок и основания их применения, порядок рассмотрения дел о нарушении членами СРО требований, стандартов и правил организации, условий членства. Определяет приоритетные направления деятельности СРО, принципов формирования и использования ее имущества. Утверждает отчеты коллегиального органа и исполнительного органа СРО, смету и ее изменения, годовую бухгалтерскую отчетность. Принимает решения о добровольном исключении сведений о СРО из госреестра, о реорганизации или ликвидации некоммерческой организации, назначает ликвидатора или ликвидационную комиссию. Рассматривает жалобы лица, исключенного из членов СРО, на необоснованность принятого коллегиальным органом решения об исключении. Дополнительно к компетенции общего собрания могут быть отнесены назначение на должность лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа СРО, и его досрочного освобождения от должности, а также вопросы принятия иных решений в соответствии с федеральными законами и Уставом.
В свою очередь, Методические рекомендации устанавливают сферу компетенции и коллегиального органа. Коллегиальный орган управления утверждает стандарты и правила СРО, а также внесение в них изменений. Создает специализированные органы СРО и утверждает положения о них, а также правила осуществления ими деятельности. Назначает аудиторскую организацию для проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности, принимает решение о проведении проверок деятельности исполнительного органа СРО. Представляет общему собранию кандидатов для назначения на должность исполнительного органа СРО. Утверждает перечень лиц, кандидатуры которых могут предлагаться в качестве третейских судей в третейском суде, образованном СРО. Принимает решения о вступлении в члены СРО или об исключении по основаниям, предусмотренным уставом. Рассматривает иные предусмотренные уставом саморегулируемой организации вопросы. В проекте есть оговорка следующего содержания: вопросы, относящиеся к компетенции коллегиального органа в части, касающейся утверждения стандартов и правил СРО и внесения в них изменений, создания специализированных органов СРО, утверждения положений о них и правил осуществления ими деятельности могут быть отнесены к компетенции общего собрания.
Совершенно очевидно, что проект Методических рекомендаций предлагает четкую, унифицированную схему разграничения полномочий по управлению между общим собранием и коллегиальным органом, предусматривая возможность их частичного, хотя и очень ограниченного, перераспределения.
Кроме того, в проекте прописаны процедуры деятельности общего собрания и коллегиального органа управления, представлены образцы документов (бюллетеней, протоколов и пр.). Соблюдение процедур и оформления самих решений в соответствии с действующим законодательством позволяет избежать двусмысленных ситуаций, когда легитимность принятых решений подвергается сомнению. Таким образом, Методические рекомендации закладывают основы эффективного управления саморегулируемой организацией по единому образцу. Ожидается, что в ноябре 2014 года проект будет представлен Рабочей группой на тематической конференции, организуемой Советом ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности.
Как отмечает Дмитрий Мурзинцев, генеральный директор СРО НП «ЭнергоСтройАльянс», руководитель Рабочей группы по вопросам корпоративных отношений и процедур принятия решений органами саморегулируемой организации: «Вопрос разграничения полномочий общего собрания членов СРО и коллегиального органа управления СРО – злободневен. На сегодняшний день не существует единого подходка к управлению саморегулируемой организацией, позволяющего сформировать прочную практическую базу, соответствующую требованиям законодательства. Настоящие Методические рекомендации предлагаются как основа подобной практики, которая должна обеспечить оптимальное управление деятельностью СРО».
Антон Борняков
СРО НП «ЭнергоСтройАльянс»
+7 (495) 785-48-20
pr@enstal.ru
Кто управляет СРО?