Роль муниципалитетов в реформе теплоснабжения

15 Января 2010
За последние несколько лет в российском теплоснабжении произошли кардинальные структурные перемены. Однако реформирование отрасли не закончено: жесткого централизованного планирования, где каждый шаг регламентировался сверху, уже нет, а рыночные отношения еще не оформились в работающий механизм. Таким переходным состоянием объясняются многие «болезни роста», в том числе массовые неплатежи и аварии теплотрасс. Ввиду особой социальной значимости теплоснабжения пустить эту ситуацию на самотек нельзя. Поэтому в сложившихся условиях особое значение приобретает координирующая роль муниципальных структур.

В прежние годы муниципальные теплосети обеспечивали теплом муниципальные же жилые дома. Их обитатели, имевшие статус социальных арендаторов, оплачивали эту услугу в соответствии с установленными городом расценками. Все проблемы систем отопления фактически были внутренними вопросами городских властей. Сегодня же и теплоснабжающие организации (ТСО) как поставщики тепла, и горожане как потребители стали субъектами рыночных отношений. Однако ни те ни другие оказались не готовы играть по новым правилам.
Жители привыкли к стабильным расценкам на коммунальные услуги (в том числе и отопление), жестко регламентируемым государством. И то обстоятельство, что сегодня они превратились в полноправных хозяев своего жилья, никоим образом не отразилось на состоянии их кошельков. Да и менталитет собственников пока что ограничивается пределами квартиры, а ответственности за дом в целом жильцы еще не чувствуют. С другой стороны, теплоснабжающие организации должны теперь обеспечить самоокупаемость предприятия. Содержать теплосети в надлежащем состоянии, закупать тепло и энергоносители, оплачивать работу сотрудников они вынуждены только на те средства, которые получили от потребителей. Между тем их единственными активами зачастую являются изношенные на 70-80% магистральные трубопроводы и технически устаревшие котельные.
Таким образом, плата за отпущенные энергоресурсы должна соответствовать их рыночной стоимости, при этом быть посильной для потребителей и достаточной для покрытия производственных нужд тепловых компаний. А это не только вопрос тарификации. Необходимо стимулирование эффективного производства, распределения и потребления энергии. Поиск механизмов стимулирования сегодня во многом зависит от муниципальных структур, представляющих и защищающих интересы как поставщиков, так и потребителей тепла. Какие же действия городских властей могут дать наилучшие результаты?

От дотаций к учету
Одна из причин сложившейся ситуации – недостаточная эффективность традиционных для нашей страны методов регулирования цен на коммунальные услуги. За долгие годы экстенсивного развития отрасли ЖКХ во многих муниципальных образованиях сложилась практика дотирования квартплаты, в том числе и отопления. Часть стоимости отпущенных энергоресурсов покрывается из средств городского бюджета, таким образом удается поддерживать тарифы на теплоснабжение на приемлемом уровне. Как правило, размер дотаций, как и потребность жилого сектора в тепле в целом, определяется исходя из расчетных показателей. Между тем реальные цифры никому неизвестны. Какая часть средств действительно идет на обогрев жилья, а какая утекает через прорехи в теплоизоляции трубопроводов и открытые форточки – это остается загадкой. Компенсации не стимулируют теплосети к снижению тарифов, а горожан – к экономии.
Однако рыночная экономика диктует свои условия. Бюджеты многих муниципальных образований сегодня трещат по швам и просто не имеют средств на оплату потребляемого коммунальным хозяйством тепла. «Мы получили в наследство громоздкую нерыночную систему, потому что при советской власти никто не считал стоимость энергоресурсов, - считает губернатор Свердловской области Эдуард Россель. - Но жить в этой системе дальше нельзя, надо внедрять передовые технологии и учиться экономить. Так живут все развитые страны, так должна жить и Россия».
Решить проблему позволил бы перевод ЖКХ на расчеты за отопление по факту. Другого способа оценить реальную потребность горожан в теплоснабжении просто не существует. «Учет тепла – первый и самый главный шаг на пути к энергосбережению. И только учет упорядочить взаиморасчеты между его поставщиками и потребителями. А это – первый и самый главный шаг на пути к понятному всем сторонам цивилизованному рынку», – считает Татьяна Кислякова, директор по продажам и маркетингу российского представительства компании Kamstrup, мирового лидера по производству приборов учета тепла.
Нужно сказать, что многие муниципалитеты уже всерьез работают в этом направлении, реализуя программы по переводу потребителей на приборный учет тепла. Например, планируется, что в 2009-2011 годах теплосчетчики появятся во всех жилых домах Саратова. Их установка производится сразу по двум направлениям: в рамках местной целевой программы и Федеральной программы капремонта.
Показательно, что инициатива по установке приборов учета нередко исходит от самих горожан, стремящихся сократить свои расходы на оплату теплоснабжения, а городские власти оказывают собственникам жилья посильную помощь в этом начинании. «К сожалению, финансовые возможности города ограничены, поэтому мы не можем оплатить установку теплосчетчиков: жители делают это на собственные средства, – объясняет глава города Зубцов Тверской области Руслан Васильев. – Но в чем-то мы можем помочь. Как правило, монтаж узла учета требует некоторого ремонта системы теплоснабжения в домах. Жители собирают деньги на теплосчетчик, а на ремонт средств часто не хватает, и мы выделяем их из городского бюджета как финансовую помощь».
Администрация Зубцова оказывает горожанам также информационную и юридическую поддержку, например, в вопросах согласования проектной документации, и даже проводит работу по подбору оптимальных технических решений. Так, после первого неудачного опыта установки теплосчетчика отечественного производства в доме № 37 по улице Победы (он не работал в течение нескольких месяцев) муниципалитет специально провел исследование рынка приборов учета тепла. «Один из подрядчиков смог предложить устраивающий нас вариант – теплосчетчики MULTICAL®, имеющие автономное питание. Мы навели справки и получили положительные отзывы, свидетельствующие, что это оборудование служит не меньше 10-15 лет», – рассказывает глава города. В результате прибор был рекомендован для последующей установки. Теперь жителям других домов не нужно проделывать одну и ту же работу по поиску подрядчика и выбору оборудования: они могут воспользоваться наработками городской администрации.
Более того, муниципальные власти могут на собственном примере демонстрировать преимущества разумного отношения к энергопотреблению. К примеру, в городе Узловая Тульской области местная администрация совместно с региональным центром энергосбережения производит установку водо- и теплосчетчиков на всех объектах социальной инфраструктуры. «Сегодня уже 15 объектов оснащены приборами учета тепла и 20 – приборами учета расхода холодной воды, – сообщает глава города Узловая Михаил Самохвалов. – За истекший год экономический эффект от этих мероприятий составил порядка 1 миллиона 300 тысяч рублей».

От затрат к экономии
Внедрение приборного учета – самое первое и наиболее очевидное, но не единственно возможное действие по реформированию теплоснабжения. Как показывает практика, высвободить довольно значительные резервы позволяет снижение расходов на производство тепла. «Если думать и не жаловаться, а работать, то можно значительно сократить наши расходы на энергоресурсы», – отмечает глава Вологодской области Вячеслав Позгалев. В этом регионе уже организовано 9 предприятий по выпуску пеллет – древесных гранул. Местные власти уверены, что использование этого вида топлива в котельных и мини-ТЭЦ позволит снизить стоимость тепла для потребителей. С похожей инициативой выступили и власти Пензенской области: планируют расширить применение в качестве топлива отходов деревообработки – щепы, опилок и т.д.
Практически в любом муниципальном образовании имеются старые неэффективные котельные, модернизация которых может в разы снизить затраты на тепло. Например, осенью этого года в селе Байрамгулово (Челябинская обл.) две новые газовые котельные заменят работающую с 1972 года угольную. В результате для населения платежи за отопление уменьшатся в 2,5 (!) раза. Модернизация источников тепла – перевод на другие виды топлива или организация мини-ТЭЦ на базе котельных невозможны без поддержки местных властей.
При поиске оптимальных решений для отечественного теплоснабжения все чаще применяются технологии, уже опробованные в Европе. Так, например, в Дании основу централизованного теплоснабжения сегодня составляют локальные источники энергии, работающие по принципу когенерации или на альтернативном топливе. Развитие малой энергетики в числе прочих факторов позволило этой стране за 25 лет превратиться из потребителя энергоресурсов в их экспортера.
Энергосбережение требует организации информационной поддержки не только производителей тепла, но и потребителей. Мало установить приборы учета, оптимизировать работу котельных и найти средства на капитальный ремонт жилого фонда. Необходимо объяснить горожанам смысл проводимых мероприятий и то, какой экономический эффект они принесут каждому жителю. Это посильная задача для муниципальных властей и органов местного самоуправления. «После перевода городского ЖКХ на приборный учет мы инициировали цикл публикаций в СМИ, провели серию телевизионных передач в формате «вопрос – ответ», организовали встречи горожан с депутатами городской Думы и представителями коммунальных структур, – рассказывает Татьяна Тасенко, начальник отдела аналитической работы в сфере ЖКХ департамента ЖКХ города Череповца. – Цель этих мероприятий – научить жителей управлять теплопотреблением, объяснить им, как строится система расчетов за тепло, как можно экономить на платежах за отопление».

Итак, местные власти могут принимать в реформе теплоснабжения самое непосредственное участие, координируя этот процесс и направляя его в нужное русло. В этом случае возможно построение действительно эффективной структуры коммунального хозяйства, которая будет не поглощать деньги, а обеспечивать комфорт потребителей за разумную плату.

Пресс-служба Kamstrup
Анастасия Колчева
Kamstrup
141008, Московская обл., г. Мытищи, ул. Колпакова, д. 26 (495) 517-3012,
press@kamstrup.dk