Круглый стол: «Демпинг в образовании: истоки проблемы и пути решения»

19 Ноября 2012
Не секрет, что состояние системы дополнительного образования и повышения квалификации в строительной отрасли подавляющим большинством участников строительного рынка оценивается как неудовлетворительное.
На сегодняшний день ярко обозначились две основные проблемы, которые не могут разрешиться естественным путем, без вмешательства органов государственной власти или участников профессионального сообщества.
Очевидно, что заметное число организаций-работодателей не готово вкладывать необходимый объем средств в обучение персонала. Данная проблема сочетается с другой, не менее серьезной: многие образовательные учреждения, стремясь извлечь максимальную прибыль за минимальный период времени, пренебрегают качеством предоставляемых услуг и идут по пути выставления демпинговых расценок на обучение. В данном случае ставка делается на количество слушателей, и необходимая прибыль извлекается именно за счет «массовости» услуги. Понятно, что есть и такие организации, которые превращают обучение в пустую формальность.
Опасность такого сочетания заключается в том, что обе проблемы взаимно дополняют друг друга, образуя своеобразный неразрывный порочный круг.
Градостроительный кодекс предусматривает периодическое, не реже чем раз в 5 лет, повышение квалификации специалистами и руководителями организаций, работающих в строительной отрасли. Для большинства компаний это императивное требование, поскольку без его выполнения они не могут получить Свидетельство о допуске для выполнения изыскательских, проектных и строительно-монтажных работ.
Цель любого бизнеса – извлечь максимум прибыли при минимальных расходах. К сожалению, зачастую этот принцип слишком буквально применяется и к повышению квалификации. Подмена реального обучения формальными процедурами или же только лишь получением подтверждающего документа, безусловно, оказывает самое негативное влияние на уровень подготовки специалистов в строительной отрасли.
Чтобы понять масштабы угрозы, обратимся к цифрам. Всего насчитывается около 460 саморегулируемых организаций изыскателей, проектировщиков и строителей. Они объединяют свыше 100 000 компаний по всей России. Фактически вся система саморегулирования в строительстве и участвующие в ней организации находятся в заложниках у относительно небольшого количества недобросовестных образовательных учреждений. Если смотреть шире, мы обнаружим, что аналогичные проблемы существуют в сфере аудита, энергосбережения, оценки и других сегментах российской экономики. То есть бедствие носит глобальный и системный характер.
Подчиняясь законам рынка, спрос порождает предложение и стимулирует дальнейшее развитие бизнеса, строящегося на продаже некачественных образовательных услуг. В подобной ситуации добросовестные образовательные центры, не имея возможности вести адекватное соревнование за долю рынка с такими «конкурентами», вынуждены прибегать к методике сокращения затрат, снижая издержки на обслуживание учебного процесса.
Для этого используются различные методы: от развития дистанционной и заочной форм обучения до снижения расходов на персонал и разработку учебных и методических программ. Совершенно очевидно, что это экономия на квалифицированных кадрах и совершенствовании образовательных методик и процессов также приводит к дальнейшему снижению качества обучения.
Каковы же дальнейшие перспективы? К чему может привести бесконтрольное развитие данных процессов? Без сомнения, к деградации системы дополнительного образования и повышения квалификации и усилению нехватки подготовленных специалистов. Следствием этого может стать снижение качества и безопасности строительства.
Безусловно, определенная работа по противодействию «коммерциализации» и общему улучшению ситуации в образовательной сфере ведется и в настоящее время. Национальные объединения саморегулируемых организаций разрабатывают профессиональные стандарты, принимают экспертное участие в разработке учебных программ и планов, создают списки аккредитованных центров дополнительного образования.
Задача профессионального сообщества – содействовать поиску оптимальных путей решения системных проблем в образовательной сфере. Эффективная работа в данном направлении возможна только с привлечением самого широкого круга участников.
Как отмечает Дмитрий Мурзинцев, генеральный директор СРО НП «ЭнергоСтройАльянс» - организатора данного круглого стола: «Проблема демпинга в сфере образовательных услуг – проблема всеобщая. Она в равной степени затрагивает все отраслевые направления саморегулирования, все без исключения саморегулируемые организации. СРО НП «ЭнергоСтройАльянс» на протяжении длительного времени ведет активную работу, связанную с решением актуальных проблем и задач института саморегулирования, является деятельным участником рабочих групп и комитетов при различных организациях и органах власти. Именно поэтому мы приняли решение о проведении круглого стола, в рамках которого эксперты, специалисты, представители каждой из заинтересованных сторон могли бы представить свою аргументированную точку зрения, поделиться видением сложившейся ситуации и путей выхода из нее. Для нас важно получить объемную картину, позволяющую достаточно четко определить предпосылки формирования системных проблем в образовательной сфере, собрать широкий спектр мнений, необходимый для выработки оптимального решения. В дальнейшем мы намерены вынести обсуждение и на другие площадки: Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ), Национальное объединение проектировщиков (НОП), Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленную палату (ТПП)».
На вопросы круглого стола отвечают:
Ишин Александр Васильевич – вице-президент НОСТРОЙ, глава Комитета по профессиональному образованию НОСТРОЙ;
Маслова Наталья Петровна – председатель Комитета по науке, образованию и аттестации НОП;

Шевченко Светлана Александровна – генеральный директор АНО «НТЦ «ТехноПрогресс»;
Бобров Юрий Леонидович – профессор, заведующий кафедры "Методология саморегулирования и аттестации" ГАСИС;
Тимофеев Евгений Михайлович - начальник учебно-организационного отдела УНЦ ФСК-МЭИ, ЦПП "Электроэнергетика" Московский Энергетический Институт (технический университет), МЭИ;
Гинзбург Александр Витальевич - заместитель директора Института дополнительного профессионального образования МГСУ;
Ильина Дарья Сергеевна - главный специалист АНО «Дистанция»;
Александр Викторович Инягин – генеральный директор НОУ «Учебный центр «Специалист».
Полный текст обсуждения, прошедшего в рамках круглого стола, доступен на сайте СРО НП «ЭнергоСтройАльянс»: http://www.enstal.ru/ru/obzory-smi/650-kruglyj-stol-demping-v-obrazovanii-istoki-problemy-i-puti-resheniya.html