Удаленное отключение абонента – новые возможности от компании «ИСУ».

11 Февраля 2014
Для специалистов электросетевых и энергосбытовых компаний работы по отключению и включению электрической энергии у абонентов уже давно стали ежедневной рутиной. Для ограничения режима потребления есть масса поводов. Зачастую такая необходимость связанна с проведением ремонтных работ или наличием большой задолженности у потребителя. Иногда такие меры применяются во избежание аварийных ситуаций либо для ликвидации их последствий. Также нередки случаи, когда электрическую энергию отключают по просьбе самого абонента, например, в квартирах и домах на время отпуска или на дачных участках с наступлением осени.
В зависимости от того, кто является инициатором и что послужило причиной для проведения подобных работ, изменяются порядок взаимодействия между субъектами рынка и перечень необходимых документов. Например, в случае аварийных ситуаций (когда необходимо экстренно обесточить какой-либо объект) предупреждать потребителя, звонить и уж тем более писать письма просто нет времени. Принимать решения и действовать нужно как можно быстрее. Если же у абонента имеется задолженность по оплате за электроэнергию, электросетевая (или чаще – энергосбытовая) компания обязаны сообщить абоненту об отключении заранее.
Несмотря на все сложности документальных процедур, именно «физическое» включение/отключение электрической энергии признается наиболее дорогим и трудоемким процессом. Во-первых, из штата необходимо выделить сотрудников для выезда на объекты, обеспечить их транспортом, средствами индивидуальной защиты и инструментом. Во-вторых, многие недобросовестные абоненты находятся в удаленных, труднодоступных населенных пунктах, и для их отключения, как правило, необходимо проводить высотные работы. Отсюда вытекают транспортные издержки и затраты на автовышку. В результате, сетевые организации вынуждены нести огромные расходы. Дополнительные трудности связанны еще и с тем, что плохие погодные условия, отсутствие свободных специалистов, недостаток техники и оборудования затягивают процедуру и мешают ограничить подачу электроэнергии в оговоренные сроки. Соответственно организация не выполняет взятых на себя обязательств и вынуждена платить за потребленный ресурс из собственного бюджета. Также стоит учесть, что большую часть обесточенных абонентов, необходимо будет подключить, а значит снова столкнуться с вышеперечисленными проблемами.
Единственное эффективное решение – это дистанционное отключение. Такая возможность обеспечивается благодаря программному обеспечению (ПО) для автоматизированных систем коммерческого учета электрической энергии (АСКУЭ). Работает это очень просто. Электросетевая организация получает от гарантирующего поставщика заявку на отключение. Специалист (оператор системы), действующий от лица сетевой компании, прямо со своего рабочего места обесточивает абонента. После чего подготавливает перечень необходимых документов и отчитывается о проделанной работе перед гарантирующим поставщиком.
Компания «Интеллектуальные системы учета» («ИСУ») усовершенствовала процесс отключения. В своем программном обеспечении AIMS «ИСУ» предусмотрела возможность использовать систему не только с компьютера, но и с любого мобильного устройства. Оператор может зайти в ПО, находясь в любой точки мира, через любой браузер ─ для этого нужен всего лишь доступ к интернету. Далее , используя функцию поиска, специалист находит нужный прибор учета по номеру устройства или по наименованию абонента. После чего, выбирает вкладку «Отключение потребления» и нажимает кнопку. Чтобы исключить ошибки и не обесточить социально значимые объекты или предприятия, которые ни в коем случае нельзя оставлять без аварийной (технологической) брони, специалист может изучить информацию об абоненте (которая располагается тут же во вкладке «Потребитель»). Все дальнейшие действия система осуществляет в автоматическом режиме. Счетчик размыкает силовое реле, подача электроэнергии у абонента прекращается. Прибор учета формирует подтверждение о том, что объект обесточен, и отправляет его оператору системы. Процедура включения абсолютно идентична. Системе в среднем требуется около 2-х минут для того, чтобы выполнить команду. Программное обеспечение автоматически формирует и заполняет акт, в котором указывает наименование абонента, его адрес и показания прибора на момент отключения, после чего оператор подписывает документ и передает гарантирующему поставщику.
Основной функционал AIMS от «ИСУ» позволяет просматривать информацию, полученную с приборов учета (параметры качества электрической энергии, аварийные события и др.), осуществлять сбор часовых приращений и абсолютных значений потребленной электрической энергии. С помощью Aims можно просматривать и редактировать информацию о технических характеристиках приборов учета (класс точности, дата поверки и т.д), абонентах (имя, адрес, контакты и т.п.) и работать с информацией УСПД (устройств сбора и передачи данных). Кроме того, ПО позволяет организовать обмен данными с различными информационными системами (экспортировать данные в форматах «.xlsх» и «.csv» и импортировать посредством SQL-запроса).
Приоритетными целями компании «ИСУ» на ближайший год являются расширение существующего функционала AIMS и развитие взаимодействия с производителями оборудования и программного обеспечения для АСКУЭ. На сегодняшний день AIMS поддерживает счетчики Elster Metronica A1800, в ближайшее время будут интегрированы приборы учета ПСЧ и налажен информационный обмен с ПО «Пирамида 2000». В течение этого года ПО будет дополнено инструментами, которые позволят разделять права доступа к данным, хранящимся в системе, создавать визуальные отчеты (графики, таблицы и диаграммы) и организовать удаленную работу с тарифным расписанием. Уже в ближайшее время станет доступна функция «Ограничение режима потребления» ─ еще один инструмент воздействия на потребителя, который позволит сетевым организациям устанавливать предел потребляемой мощности у абонентов и избегать, тем самым, накопления еще большей задолженности у недобросовестных абонентов.