Об автомобилях: давно ли аутсайдерами стали французские авто?

21 Февраля 2012
Инвестиционная привлекательность авторынка значительно пострадала с приходом второй волны мирового кризиса. Кто-то выводит производство (см. Инвесторам: почему международные корпорации выводят производство из Китая? ), кто-то инвестиции. А многие инвесторы задумываются над вопросом перепрофилирования инвестиций из одной отрасли в другую. Так, может ли быть французский автопром, тем индикатором куда можно и нужно вкладывать средства?

Увы, но старое правило трех FFF – "не покупайте машины Ford, Fiat и французов" – в массовом сознании до сих пор весьма устойчиво. Действительно, французские автомобили Renault, Peugeot и Citroen не относятся к особо востребованным в мире, их редко увидишь на почетных местах в разнообразных автомобильных рейтингах, зато они часто являются предметом обидных насмешек и упреков.

В связи с французскими брендами авто обычно указывают на:
- "знаменитое французское качество", мол, они не отличаются отменной надежностью, к тому же очень дороги в обслуживании;
- низкую ликвидность на вторичном рынке;
- особые автоканоны и нормы местного автомобилестроения. Французы ведь все и всегда делают по-своему, в том числе и автомобили. Они не особо любят приспосабливаться к миру, предпочитая больше, чтобы мир подстраивался к ним. Причем самооценка у них такова, что начинает казаться, что лидером европейского автопрома являются вовсе не немцы, а французы;
- "женская" машина, якобы это для слабой половины человечества красивый внешний вид и французская "фамилия" авто – самое главное при его выборе. Это во французской машине женщина за рулем, что звезда в небе: ты ее видишь, а она тебя – нет. Мол, не хватает им брутальности и "крутизны" немецкого и японского автопрома. И вообще, можете ли вы вообразить дородного и довольного немецкого бюргера за рулем Renault?

Ужас, французские машины даже не угоняют. Короче говоря, "французы" сегодня не престижны, они не в моде. Ох уж эта мода. А ведь великая француженка Коко Шанель предупреждала, "мода – это то, что выходит из моды".

Между тем Франция является 2-й автомобильной державой Европы, в мире достаточно ценителей произведений французского автопрома:
- французские автогиганты являются одними из самых старых и популярных компаний мира. К примеру, Peugeot – старейшая европейская марка (более 120 лет с начала выпуска первых автомобилей);
- еще недавно доля Renault в мировом автомобилестроении составляла порядка 5%, а Peugeot Citroen – 4%. Peugeot является 4-ой маркой автомобилей в Европе;
- их ни с кем не спутаешь. Французы всегда делали красивые, оригинальные автомобили, автомобили с шармом. Конечно, сегодня многие страны делают динамичные, комфортные, изысканные, недорогие машины, но только у французов получается все это органично и гармонично сочетать. Пожалуй, им нет равных в дизайне. Куда до них японцам, корейцам и всяким американцам;
- что касается рейтингов, то совсем недавно опубликован список финалистов автомобильного "оскара" Car of the Year. Так вот среди лучших 7 серийных моделей, выпущенных уже в этом году, находится Citroen DS5. В России, к примеру, чтобы купить Renault Sandero/Sandero Stepway, в очереди придется томиться не один месяц. Кстати, год назад на долю Peugeot/Citroen и Renault приходилось 8% российского рынка.

Так что, не пора ли пересмотреть отношение к французскому автопрому? Ждет ли нас триумфальное шествие французских авто? Каково самочувствие французских "красавиц"? Аналитики Академии Forex и биржевой торговли Masterforex-V попытались определиться с инвестиционной привлекательностью самых заметных и знаменитых французских автопроизводителей – Renault и Peugeot Citroen (им принадлежит более чем 90% всего производства авто в стране, именно эти марки представляют французский автопром в мире).

Как продаются французские "красавицы" в мире

Как известно, объемы продаж – важный индикатор для рынка и для акций любой компании. Разберемся, как с этим обстояло дело в 2011 году у PSA Peugeot Citroen и Renault SA?

PSA Peugeot Citroen – крупнейшая автомобильная компания Франции и 2-я по размерам автокорпорация Европы (18,8% европейского рынка легких коммерческих автомобилей). Количество сотрудников автогигантов насчитывает 186 тысяч.

Мировой объем продаж автомобилей Peugeot Citroen в 2011 году сократился на 1,5%, составив немногим более 3,5 миллиона машин. Продавались они в разных концах света по-разному. Продажи выросли в Латинской Америке (+10,6%), Китае (+7,6%), России (+34,8%). Кстати, доля рынка Peugeot Citroen в России составила 2,7%. Зато в Европе они упали на 6,1%. Эта компания более других пострадала от снижения европейского авторынка. Продажи концерна за пределами Европы составили 42% против 39% в 2010 году:
■ Peugeot. В 2011 году было продано чуть более 2,1 миллиона авто, то есть Peugeot вплотную подошла к своему историческому рекорду 2010 году (2,142 млн.).
Продажи за пределами Европы составили 48%, что на 3% выше, чем в 2010 году. На российском рынке они выросли на 24% (доля рынка – 1,7%). Зато на родном французском рынке Peugeot ожидало горькое падение на 23,4%;
■ Citroen. Всего в мире в прошлом году эта марка продала более 1,4 автомобилей (-1,65%). Как и Peugeot, компания нарастила долю продаж за пределами Европы – 33% продаж, что на 3% больше 2010 года. Благодаря странам Центральной и Восточной Европы Citroen удержала 6-е место в 30 странах Европы. Прошедший год стал довольно успешным для нее на российском рынке – рост продаж составил 59% (самым популярным оказался Citroen C4). К тому же Citroen оказался единственной французской маркой, которая показала рост продаж на родном рынке (доля рынка составила 15,2%);
■ Renault SA. Является одним из крупнейших автопроизводителей Европы, остается 2-й маркой на европейском рынке среди производителей легковых автомобилей и лидирует в сегменте коммерческого транспорта (8,6% рынка). Компания представлена в 118 странах, а число ее сотрудников превышает 122 тысячи человек.

Мировые продажи компании в 2011 году составили более 2,7 миллионов автомобилей (+3,6%). Однако в Европе продажи Renault упали на 5,7%, не удержались они и на французском рынке (-13,8%). Где выросли продажи, так это за пределами Европы (+19,2%), они составили 43% от общего их объема. Рекордные продажи Renault показала Россия (+60%), что превратило ее рынок в самый быстрорастущий для компании, рыночная доля выросла здесь до 5,8% (+0,7%). По итогам года РФ стала 4-м рынком для Renault (10-е место годом ранее).

Сколько стоят французские "красавицы"

PSA Peugeot Citroen. Финансовые показатели компании в 2011 году существенно ухудшились:
- чистая прибыль рухнула, по-другому не скажешь, почти вдвое – на 48,2%, с ?1,13 млрд. до 588 млн. евро;
- прибыль в пересчете на одну обыкновенную акцию существенно уменьшилась – до ?2,65 (в прошлом году – ?5);
- выручка увеличилась на 6,9% – почти до ?60 млрд. против ?56,6 млрд. годом ранее;
- операционный доход составил ?898 млрд. (-48,3%), то есть почти в 2-а раза меньше, чем в 2010 году. В связи с такими безрадостными годовыми итогами компания готовится продать активы на ?1,5 млрд.
Далее читать в статье - http://www.profi-forex.org/news/entry1008106545.html