Российский авторынок продолжит снижение, несмотря на господдержку

8 Сентября 2014
Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «ФИНАМ») провела онлайн-конференцию «Спасти российский авторынок: утилизация и ответные санкции». Её участники связывают происходящее падение российского авторынка с ухудшением геополитической обстановки и непростой ситуацией в национальной экономике. Поддержку рынку, по мнению экспертов, смогут оказать программа утилизации и улучшение экономической конъюнктуры, однако выйти на уровень продаж 2012 года удастся нескоро.

Правительство РФ возобновило с 1 сентября программу утилизации автомобилей для поддержки национального авторынка, падение продаж на котором с каждым месяцем ускоряется. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в июле 2014 года продажи новых автомобилей снизились на 22,9% (год к году), а с начала текущего года – на 9,9%, и составили 1,41 млн штук. При этом импорт автомобилей в I полугодии 2014 года, по данным ФТС, упал на 15% в товарном и на 17% – в денежном выражении. Участники организованной «ФИНАМом» конференции отмечают, что негативные тенденции на российском авторынке наблюдаются на протяжении нескольких последних лет.
Темпы роста продаж автомобилей снижаются с 2012 года, напоминает директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков: «Последние 2-3 месяца падение авторынка усиливается на фоне геополитики и всех тех последствий, которые с ней связаны. Объём продаж ушел ниже 200 тыс. в месяц. <…> В “нормальной” ситуации “целевой уровень” – порядка 250 тыс. новых автомобилей в месяц».
Значительное влияние на авторынок оказывает дефицит доступного финансирования, говорит директор по развитию проекта «Выбор-автомобиля.РФ» Роман Гуляев: «Людей приучили покупать машины в кредит. И при дорогом финансировании рынок начинает схлопываться». Одновременно, отмечает эксперт, цены на автомобили серьёзно выросли вслед за изменением курса валют. Г-н Гуляев уверен, что для возвращения потребительского спроса нужна уверенность: «А это, во-первых, стабильность и внешняя атмосфера. Когда график доллара напоминает кардиограмму предынфарктника, никто не пойдет покупать обесценивающиеся товары длительного пользования. Во-вторых, уверенность может вселить государство».
Снижение спроса может объясняться определённым насыщением российского авторынка, и сейчас наблюдается своего рода «передышка», считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Высокие продажи в 2012-2013 годах привели к существенному обновлению парка автомобилей в России, соглашается с ним директор по стратегическому развитию Холдинга «Атлант-М» Алексей Терещенко: «Фактор отложенного спроса начнет работать не скоро, и то, только если будет благоприятная экономическая ситуация (как это произошло в России в 2011 году). Если экономическая ситуация останется сложной, процентные ставки по кредитам – высокими, а потребительская уверенность – низкой, то замена автомобиля может в принципе быть отложена на несколько лет».
Возобновление программы утилизации позволит поддержать российский авторынок, полагает г-н Целиков: «Правительство на программу утилизации выделило 10 млрд рублей. Этих денег хватит на 150-200 тыс. утилизационных сертификатов. Такое количество потребителей, для которых 40-50 тыс. руб. – значимая сумма, однозначно найдётся». Тем не менее, даже с учётом успешной реализации утилизационной программы, продажи автомобилей по итогам 2014 года снизятся на 9%, ожидает старший аналитик Центра экономического прогнозирования «Газпромбанка» Кирилл Никода: «Определенное оживление рынка мы ожидаем, начиная с 2017 года, а выход на рекордный по продажам 2012 год (2,7 млн автомобилей) – к 2020 году. Основными драйверами остаются темпы роста экономики и доходов населения».
Сильным драйвером роста авторынка РФ продолжит оставаться значительный неудовлетворённый спрос на автомобили, прогнозирует г-н Баранов: «По уровню автомобилизации Россия отстаёт не только от мировых лидеров – США и Японии, но и от многих других стран, которые меньше нас в разы и собственной автопромышленности не имеют, так что нашему рынку есть, куда расти. Автомобиль в нашей стране – предмет вожделения миллионов человек уже на протяжении нескольких десятилетий».
Отдел по связям с общественностью и СМИ инвестиционного холдинга «ФИНАМ»:
Исаев Владислав (isaev@corp.finam.ru).
Контактный телефон: (495) 796-93-88, доб. 2350.
Артем
ЗАО "Инвестиционный холдинг "ФИНАМ"