Управление комплексным социально-экономическим развитием северных сельских территорий в контексте реализации государственной политики регионального развития

23 Апреля 2021
Сельские территории (территории вне городских населённых пунктов) занимают большую часть территории России. Выполняя ряд народнохозяйственных функций (обеспечение продовольственной безопасности, сохранение связности пространства, историко-культурного наследия, поддержание экологического равновесия, создание условий для восстановления здоровья и отдыха населения и др.) они играют важную и особую роль в пространственном развитии страны и её регионов.

Вместе с тем в развитии сельских территорий накопилось множество комплексных и системных проблем. В настоящее время со стороны учёных и органов государственной власти повышенное внимание уделяется пространственной тематике: в 2019 г. приняты Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года и новая государственная программа РФ «Комплексное развитие сельских территорий».

В рамках гранта Президента РФ № МК-2019.2020.6 сотрудники отдела проблем социально-экономического развития и управления в территориальных системах (руководитель отдела – д.э.н., профессор Т.В. Ускова) – старший научный сотрудник к.э.н. Ворошилов Николай Владимирович и младший научный сотрудник Ирина Анатольевна Секушина – проводят исследование тенденций, проблем, факторов социально-экономического развития северных сельских территорий (на примере субъектов РФ, входящих в Северный экономический район – Европейский Север России: Архангельская, Вологодская, Мурманская области, Республика Карелия и Коми, Ненецкий автономный округ) и обосновывают направления, инструменты и возможности развития данных территорий в контексте реализации государственной политики регионального развития и Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года.

В ходе работы над грантом в 2020 г. получены следующие ключевые результаты.

1. Показано, что ключевыми факторами развития сельских территорий Европейского Севера России (ЕСР) являются неблагоприятные природно-климатические условия (что ограничивает возможности развития высокоэффективного сельского хозяйства), очаговый характер расселения и преобладание малонаселённых сельских поселений (с численностью населения менее 1000 чел.). Установлено, что за 1991-2019 гг. значительно сократилась численность сельского населения субъектов РФ, относящихся к ЕСР (на 35%, хотя в целом по стране – лишь на 4%), что обусловлено главным образом высокой естественной убылью населения и значительным его миграционным оттоком в города и другие регионы; снизились потенциал и роль сельского хозяйства в развитии сельских территорий ЕСР (за данный период физические объёмы производства продукции сельского хозяйства в регионах ЕСР сократились более чем на 45%); сохраняется (за исключением Мурманской области) крайне низкий уровень (всего 5-14%) благоустройства жилищного фонда всеми видами благоустройства и высокая доля (48-96%) автомобильных дорог местного значения, не отвечающих нормативным требованиям.

2. Разработаны критерии и предложены типологии сельских территорий Европейского Севера России (70 муниципальных районов и городских округов, в которых доля сельского населения в общей численности населения выше 25%) по следующим основаниям:

1) по доле сельского населения в общей численности населения муниципального образования: 100%; 50-99%; 25-49%;

2) по периферийности – удалённости от крупных городов: ближняя периферия первого (установлено, что к данному типу относится 7,2% муниципалитетов от общего числа «сельских» муниципальных районов и городских округов на территории ЕСР), второго (8,7% соответственно) и третьего (33,3%) порядка, средняя периферия первого (10,1%) и второго порядка (4,3%), дальняя периферия (36,2%);

3) по экономической специализации: преимущественно аграрная (23,2% от общего числа «сельских» муниципальных районов и городских округов на территории ЕСР), агропромышленная (26,1%), депрессивная агропромышленная (18,8%), добывающая (11,6%), преимущественно промышленная (13,0%), сервисная (7,2%).

3. На основе результатов проведённого в 2020 г. анкетного опроса глав муниципальных образований Вологодской, Архангельской, Мурманской областей, Ненецкого автономного округа, Республик Карелия и Коми выявлены тенденции и проблемы функционирования института местного самоуправления и развития «сельских» муниципальных образований, получены оценки глав муниципалитетов эффективности реализации региональной социально-экономической политики в части развития муниципальных образований.

Установлено, что ключевыми факторами (на них указали в своих ответах более 40% респондентов), препятствующими эффективному управлению развитием муниципалитетами, являются:

дефицит собственных источников доходов и недостаточность финансовой поддержки со стороны государства;
зависимость от региональных органов управления и бюрократические препятствия при взаимодействии с ними;
пассивность местного населения;
несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровнях;
наличие полномочий, не имеющих непосредственного отношения к институту местного самоуправления.
Ключевыми направлениями государственной политики по развитию сельских территорий, по мнению глав муниципалитетов, должны стать:

увеличение объёмов государственного финансирования строительства и реконструкции объектов инженерной и социальной инфраструктуры в сельской местности,
реализация комплекса мер по укреплению финансово-экономических основ местных бюджетов,
реализация государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий» и соответствующих государственных программ в субъектах РФ.
4. Разработан организационно-экономический механизм, обеспечивающий комплексное и устойчивое развитие северных сельских территорий и направленный на:

создание условий для диверсификации экономики сельской местности,
повышение эффективности использования имеющегося потенциала сельских территорий,
повышение комфортности проживания (развитие инженерной и социальной инфраструктуры),
создание благоприятных институциональных условий (развитие местного самоуправления, различных форм кооперации, межмуниципального сотрудничества, институтов поддержки бизнеса, государственно-частного и муниципально-частного партнёрства).
Обосновано, что ключевыми задачами развития сельских территорий в современных условиях должны стать:

1) обеспечение реализации мероприятий и достижения целей государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» в полной мере;

2) обеспечение равнодоступности сельскохозяйственных производителей к средствам государственной поддержки; оказание мер государственной поддержки развитию малого и среднего предпринимательства на сельских территориях;

3) создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования инвестиций в социально-инженерную инфраструктуру села;

4) обеспечение развитие различных форм сельскохозяйственной кооперации; софинансирование из федерального бюджета проектов, мероприятий по развитию в регионах кооперативной инфраструктуры;

5) создание в каждом субъекте РФ профессиональных команд экспертов, специалистов, активистов, заинтересованных в развитии сельских территорий и др.

5. Обоснованы концептуальные положения реализации органами власти дифференцированного подхода к развитию различных типов сельских территорий Европейского Севера России. На основе предложенных типологий сельских территорий определены их типы для целей управления («успешные», «реструктуризирующиеся» и «проблемные» территории), для каждого из которых определены задачи и направления (инструменты) социально-экономической политики по их развитию. Так, для первого типа важным является создание стимулов для их саморазвития и дальнейшего устойчивого экономического роста; для второго типа – диверсификация экономической деятельности, определение и реализация стратегических приоритетов их развития, активизация развития малого и среднего бизнеса; для третьего типа – обеспечение предоставления необходимого уровня услуг населению, сохранения и развития необходимой социальной и инженерной инфраструктуры с целью недопущения значительного миграционного оттока населения из данных территорий и дальнейшей их деградации.

6. Обосновано, что лесопромышленный комплекс наряду с агропромышленным комплексом является основой для развития северных сельских территорий. Разработан комплекс мер на федеральном, региональном и местном уровнях, направленных на повышение эффективности управления различными процессами в данных отраслевых комплексах, с учетом принципа дифференцированного подхода к разным типам территорий.

Доказано, что успешность и перспективы развития сельских территорий во многом зависят от участия «сельских» муниципалитетов в реализации государственных программ Российской Федерации и её субъектов, а также национальных проектов.

В развитии данного исследования в 2021 году планируется более подробно рассмотреть отдельные инфраструктурные и институциональные аспекты развития сельских территорий Европейского Севера России, разработать рекомендации органам власти по совершенствованию управления развитием сельских территорий в современных условиях.
Мария Лебедева
ФГБУН "Вологодский научный центр РАН"
isert.ran@gmail.com