Образовательный процесс в период пандемии обсудили на европейском уровне

11 Января 2021
Преподаватели кафедры производственных технологий и техносферной безопасности инженерно-технологического института Хакасского госуниверситета стали участниками круглого стола, инициатором которого являлись посол Евросоюза в России Маркус Эдерера и губернатор Томской области Сергей Жвачкин.
В обсуждении новых образовательных моделей и практик в период пандемии приняли участие более 600 экспертов сферы образования из России и стран Евросоюза: Финляндии, Франции, Германии, Нидерландов и др. Они обменялись опытом и разработали рекомендации для образовательных организаций, государственных и общественных органов в сфере высшего образования после covid-19.
– Круглый стол включал три тематических направления, отражающих значимые вызовы для образовательного процесса в период пандемии: новые практики в сфере обучения, академическую мобильность и безопасный кампус, – пояснила завкафедрой производственных технологий и техносферной безопасности ХГУ Ирина Карцева. – Причем последнее из них – это не только физические здания, но и место, где формируются сообщества. Ведь социальное взаимодействие между студентами и личное общение не могут быть полностью перенесены в цифровые форматы. Также мы пришли к выводам, что в некотором смысле covid-19 повысил актуальность вопросов открытости, прозрачности, доступности и использования научных знаний. При этом объем взаимодействия студентов и преподавателей не уменьшился, а приобрел новые формы. И, несмотря на пандемию, цели устойчивого развития остаются приоритетными для высшего образования.
Кроме того, пандемия создала необходимость поставить в центр образовательного процесса студентов и показала, что до сих пор не был достигнут прогресс в цифровизации образования. Поэтому в будущем целесообразно разработать методы преподавания, при которых обучающиеся будут работать вместе, используя цифровые инструменты среды. А университеты должны активно использовать виртуальную реальность и другие современные инструменты для привлечения учащихся. К примеру, вместо чтения лекций онлайн, вузы  должны развивать новые формы обучения: видеоклипы, увлекательные задания, самопроверку и др.
По итогам круглого стола принято решение опубликовать лучшие образовательные практики, разработанные университетами Евросоюза и России в период пандемии, на сайте Global Universities Keep Learning.
Валерия Кадачигова
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
vereshchagina_vv@khsu.ru