Финансовые механизмы стимулирования муниципального развития в контексте обеспечения экономического роста государства

28 Апреля 2021
В условиях глобализации мировой экономики, пространственных преобразований общественных отношений, смены сырьевой ориентации российской экономики на инновационный путь и сужения опоры национальной экономики на международные рынки выполнение данной задачи напрямую сопряжено с эффективностью формирования внутренних источников роста. В зарубежной науке и практике к важнейшим драйверам национального роста относится устойчивое муниципальное развитие.

В рамках гранта Президента РФ № МК-2003.2020.6 сотрудники отдела проблем социально-экономического развития и управления в территориальных системах (руководитель отдела – д.э.н., профессор Т.В. Ускова) заведующий лабораторией, старший научный сотрудник к.э.н Мария Александровна Печенская-Полищук и инженер-исследователь Михаил Константинович Малышев проводят исследование развития муниципальных образований Российской Федерации.

Как отметил академик А.Д. Некипелов, подтолкнуть развитие экономики необходимо путем перестройки всех механизмов ее функционирования. Вполне очевидно, что муниципальное развитие должно основываться на росте финансовых ресурсов и расширении финансового потенциала территории, которые делают такой рост в принципе возможным. Разработка и реализация комплекса инструментов и механизмов расширения финансового потенциала для целей стимулирования муниципального развития представляет собой важную и сложную государственную задачу.

Разные научные взгляды на саму сущность финансового потенциала муниципального образования отождествляют ее с совокупностью финансовых ресурсов или связывают со способностью максимизировать бюджетные доходы или бюджетные расходы, комплексом нормативно-правовых и экономических условий формирования оптимального размера бюджета и т.д. Подобные различия не только негативно сказываются на понимании природы финансового потенциала и механизмов его расширения, но и ограничивают возможности проведения сравнительных исследований.

Важно, чтобы финансовые механизмы действовали как средства решения проблем муниципального развития, а не их причина. Для этого нужна новая парадигма муниципального развития, которая базируется на взаимосвязи главных компонентов системы финансового стимулирования.

На основе критического анализа зарубежной и отечественной научной литературы исследователями были проанализированы и обобщены теоретико-методологические подходы к изучению финансового стимулирования муниципального развития. Доказано, что финансовый потенциал следует рассматривать как важнейшую базовую категорию при создании административно-правовой и социально-экономической основы муниципального развития. Систематизированы существующие представления о сущности экономической категории «финансовый потенциал», показано авторское видение.

Выявлено, что однозначного подхода к сущности финансового потенциала ни отечественная, ни зарубежная финансовая наука пока не выработала. Выделен ряд основных и факультативных подходов к сущности финансового потенциала, в числе которых – ресурсный, фискальный, расходный, институциональный, императивный и т.д. Определены основные дискуссионные вопросы методологии финансового потенциала, среди которых – его структурный состав, цель и стадии развития, взаимосвязь с понятиями «ресурс» и «достигнутый уровень».

Предложено авторское определение финансового потенциала муниципальных образований как совокупность созданных и привлеченных в финансовую систему муниципального образования ресурсов, резервов, а также экономических, социальных, институциональных и иных возможностей под воздействием внешних и внутренних условий и стимулов в целях наиболее эффективного выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функции обеспечения достойного качества и устойчивого повышения уровня жизни населения.

Разработан и обоснован инструментарий комплексного исследования финансового стимулирования муниципального развития, в основе которого положен интегративный подход, подразумевающий обращение к широкому спектру данных для всестороннего анализа формирования, использования и расширения финансового потенциала муниципальных образований для достижения основного предназначения – обеспечения экономического развития муниципального образования, ведущего к повышению качества и уровня жизни населения.

Систематизирован отечественный и зарубежный опыт применения финансовых механизмов стимулирования социально-экономического развития муниципальных образований, выявлены особенности, факторы и механизмы формирования и использования финансового потенциала муниципалитетов в России.

Выявлено, что финансовые механизмы классифицируются по структурным компонентам финансового потенциала территории (бюджетно-налоговый потенциал, банковский потенциал, потенциал домохозяйств и хозяйствующих субъектов). Показано, что в зарубежной практике применение финансовых механизмов стимулирования предваряется оценками отдельных элементов, входящих в структуру финансового потенциала территории. Например, методика репрезентативной налоговой системы, используемая в Германии, Канаде и Швейцарии, оценивает доходные возможности муниципальных образований, которые учитываются при распределении финансовых средств в рамках межбюджетного регулирования. В США с 1987 г. в качестве меры расчета уровня фискального потенциала используется показатель совокупных налогооблагаемых ресурсов, а также вновь созданная стоимость товаров и услуг, произведенных на территории муниципального образования с использованием собственных ресурсов за некоторый период времени.

Обосновано, что использование финансов населения в рамках партисипаторного бюджетирования может стать действенным инструментом повышения эффективности формирования и использования финансового потенциала территории для улучшения качества жизни населения. Исследованы успешные практики развития партисипаторного бюджетирования в некоторых зарубежных странах (в частности, в Индии, Южной Корее и т.д.), которые могут быть использованы для развития партисипаторного бюджетирования в России. Проведен динамический анализ развития инструментов партисипаторного бюджетирования в России. Выявлены факторы, сдерживающие его развитие. Использование социологических методов позволило исследовать восприятие данных инструментов в оценках населения.

Разработан и апробирован (на примере Вологодской области) методический инструментарий оценки внутрирегиональной дифференциации по уровню бюджетной обеспеченности по линии «центр – периферия».

На следующем этапе проведения исследования планируется научное обоснование и апробирование методического инструментария оценки текущего и прогнозного уровней финансового потенциала муниципальных образований на примере модельных регионов РФ, а также разработка конкретных мероприятий повышения эффективности применения финансовых механизмов, которые обеспечат расширение финансового потенциала и устойчивое развитие муниципальных образований современной России в соответствии с федеральными и региональными тактическими и стратегическими задачами устойчивого экономического роста.
Мария Лебедева
ФГБУН "Вологодский научный центр РАН"
isert.ran@gmail.com