Подготовка специалистов должна соответствовать потребностям рынка труда

23 Июля 2012
Соответствие подготовки квалифицированных специалистов потребностям рынка труда затрагивает интересы не только абитуриентов и работодателей. Оно касается государства, которое финансирует подготовку специалистов, оно касается и образовательного учреждения, которое, чтобы оставаться активным игроком рынка образовательных услуг, должно ориентироваться на актуальные запросы рынка труда.
Сейчас вузы, имеющие государственную аккредитацию и реализующие программы среднего профессионального образования, подают заявки на объявленный Минобрнауки России открытый публичный конкурс на установление контрольных цифр приема граждан по специальностям для обучения за счет средств федерального бюджета по образовательным программам среднего профессионального образования на 2012 год. Оценка заявок, среди прочего, будет проводиться с учетом объемов отраслевой и региональной потребности экономики в кадрах.
Чтобы оставаться конкурентоспособными, образовательным учреждениям необходимо чутко реагировать на запросы рынка труда. Этому немало способствует проведение внешней независимой оценки качества образовательных программ. Проводимая оценка - это не приговор: она направлена на то, чтобы помочь повысить эффективность образовательной деятельности. Проведение независимой внешней оценки качества образовательных программ образовательных учреждений позволяет выявить качество подготовки выпускников, оценить уровень их компетенций, с которым они выйдут на рынок труда.
«Приходя в образовательное учреждение, мы спрашиваем о стратегии образовательной программы, и эта стратегия должна учитывать внешнее окружение, то есть рынок труда. И мы спрашиваем, каковы результаты обучения, какими компетенциями будет обладать выпускник, - рассказывает генеральный директор Агентства по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК) Алексей Владимирович Белокопытов. – И мы ожидаем от образовательного учреждения конкретного ответа. Не ссылки на федеральный государственный образовательный стандарт, предполагающий минимальные требования к программе, а более четкого ответа, на формирование каких профессиональных компетенций ориентирована образовательная программа. Мы также смотрим на реализуемые образовательным учреждением процессы взаимодействия с работодателями. И это должны быть не просто формальные соглашения о сотрудничестве, а реальное взаимодействие. Мы смотрим, привлекают ли работодателя к анализу образовательной программы, действительно ли предприятие предоставляет места для стажировок, и допускают к рабочему процессу».
Проведение независимой оценки качества образовательных программ – это всегда комплекс мероприятий, который проводится с участием экспертов: представителей академического сообщества и работодателей. Полученная оценка позволяет учебному заведению сориентироваться в выработке конкретных мер по усовершенствованию образовательной программы или принятии решения об ее устранении.
«Для образовательных учреждений сегодня один из наиболее острых вопросов – выстроить эффективный менеджмент. Чтобы оптимизировать расходование средств, выделяемых государством на ведение образовательной деятельности, четко выстроить индикаторы эффективности своих административных и образовательных процессов. Сориентироваться и обеспечить действительно эффективные механизмы взаимодействия с работодателями. На мой взгляд, наиболее эффективное взаимодействие с экспертными организациями в области образования, с агентствами по гарантии качества образования, заключается не только в оценивании конкретных образовательных программ и их аккредитации, но прежде всего в привлечении в качестве профессиональных консультантов по оптимизации системы управления качеством образования», - считает А.В. Белокопытов.
Симакова Мария
Коммуникационное агентство АГТ