КФУ может стать пилотной площадкой по повышению "публикационной квалификации" ученых по мировым стандартам

23 Мая 2017
В рамках III Международного форума по педагогическому образованию сегодня, 23 мая, ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров провел встречу с директором по международному развитию издательства Wiley госпожой Джилл Хоторн.

Представительница одного из ведущих издательств академического профиля в мире ранее в рамках форума выступила на круглом столе, посвященном особенностям публикационной деятельности ученых в разных странах. В рамках личной встречи госпожа Хоторн рассказала ректору о том, как издательства взаимодействуют с учеными и какие методы используются, чтобы сделать такое взаимодействие наиболее эффективным. Ильшат Рафкатович Гафуров, в свою очередь, представил опыт Казанского университета в том, чтобы мотивировать своих ученых публиковаться за рубежом. Так, сегодня в университете редактором журнала «Психология в образовании» ИПО КФУ Николасом Рашби открыта программа, направленная на переформатирование научных изданий КФУ под стандарты глобальных баз данных.

«Известность университету, в том числе, приносят публикации его ученых, которые имеют накопительный эффект. В этой области и мы могли бы сотрудничать по выведению некоторых наших журналов на международный уровень, чтобы они тоже индексировались в базах данных Scopus и Web of Science, что как раз делает Ник Рашби», - заметил ректор.

Издательство Wiley готово предложить Казанскому университету еще один вариант партнерства - в рамках международного проекта повышения «публикационной квалификации» молодых ученых. Речь идет о тренинговой программе, в которой аспирантам, постдокам и другим категориям исследователей преподавались бы азы подготовки научных публикаций по международным стандартам.

Для справки:

Издательство John Wiley & Sons, Inc., также известное как Wiley (Уа́йли) — международная организация, которая специализируется на выпуске академических изданий. John Wiley & Sons выпускает издания для профессионалов, студентов и преподавателей высшей школы, исследователей, учёных, медиков. Компания издает книги, журналы, энциклопедии в печатном и электронном виде, предоставляет доступ к продуктам и услугам в интернете.

«Важная составляющая нашей тренинговой программы заключается в том, чтобы создать условия, которые стимулируют ученых публиковать более качественные статьи независимо от того, куда они их посылают, а не акцентировать внимание только на количестве подготавливаемых научных статей», - пояснила гостья.

С недавних пор Wiley запустило лицензионную онлайн-версию курсов, доступную для слушателей за рубежом. Пока она ориентирована только на естественно-научные и инженерно-технические направления, однако существует и перспектива расширения ее возможностей.

«Как вы уже могли слышать, КФУ – очень большой, многопрофильный вуз. Однако некоторые из наших направлений только возвращаются в лоно университета, а потому кое в чем отстают. И если наша медицинская наука не испытывает никаких проблем – ученые в принципе не публикуются на русском – то, например, в социо-гуманитарном блоке, филологии, лингвистике, исторических науках, педагогике, ввиду множества исторических причин, такого опыта почти нет. Поэтому мы были бы вам очень признательны, если вы поможете нашим коллегам и разработаете аналогичную площадку по гуманитарным наукам», - предложил Ильшат Рафкатович.

В целом, принимая во внимание внутренние особенности Казанского университета и российской системы образования и науки вообще, издательство намерено скорректировать некоторые аспекты курса: его польза очевидна, и во внедрении заинтересованы обе стороны. По предварительным оценкам, аудитория таких тренингов в КФУ могла бы составить несколько тысяч человек из числа аспирантов, докторантов, постдоков, молодых ученых и даже опытных исследователей. При этом ожидается, что запуск проекта в КФУ станет уникальным опытом для всей России.

«Наша модель предполагает, чтобы не отдельные университеты закупали нашу программу, а государственное финансирование предусматривало ее для ряда ведущих университетов. Чтобы это состоялось, необходимо, чтобы Минобрнауки России поняло важность и качество этой программы, и поэтому мы бы хотели, чтобы КФУ выступил в качестве пилотной площадки и при последующем выдвижении вопроса на обсуждение в государственные органы мог бы высказать свое мнение по этому вопросу», - предложила представительница Wiley.

Теперь дело стоит за тем, чтобы представить проект федеральному регулятору. Первым шагом к этому стала презентация программы Wiley в рамках III Международного форума по педагогическому образованию, стартовавшему сегодня в КФУ. Напомним, что представительная дискуссионная площадка будет открыта с 23 по 25 мая, а по итогам коллективного обсуждения 350 участников из 36 стран мира и 30 регионов РФ могут быть выработаны рекомендации по модернизации подготовки учителей для направления в Минобрнауки России.
Пресс-служба ректора КФУ
Казанский федеральный университет