Психолог КФУ рассказал о современной телесной практике "латихан"

12 Апреля 2018
Латихан, «встреча с собой» - это один из методов телесно-ориентированной психологии, который использует в своей практике доцент кафедры дошкольного и начального образования Института психологии и образования КФУ Татьяна Шарай.

"Хорошее" воспитание в детстве и постоянное подавление эмоций во взрослой жизни фиксируют напряжение соответствующих блоков на мышцах. Это напряжение, становясь хроническим, еще сильнее подавляет свободное движение энергетических потоков. Рано или поздно оно приводит к образованию "мышечного панциря", что создает благоприятную почву для развития различных сопротивлений и даже борьбы с внешним миром, а значит и с собой, так как подавляется естественная эмоциональная деятельность человека. Человек не чувствует или не может исполнить своих истинных желаний, прийти к равновесию и пониманию себя.

Проводя день за днем, год за годом в подобном корсете, человек становится все более и более "тяжелым": он скован тем грузом эмоций, что таскает на себе в виде своеобразной одежды, панциря. В итоге человек перестает замечать свою скованность и безжизненность, теряет живой интерес к жизни и полностью перемещается в голову, где проводит всю свою жизнь.

Один из методов телесно-ориентированной психологии – латихан – использует в своей практике доцент кафедры дошкольного и начального образования Института психологии и образования КФУ, специалист методов соматического поля Татьяна Шарай.

- Несмотря на то, что в интернете латихан преподается как вид динамической медитации, я считаю, что это все же телесная практика, в основе которой лежат аутентичные движения, то есть движения, выражающие истинные желания тела и души.

По мнению Татьяны, мы позволяем своему телу двигаться так, как ему хочется, только несколько секунд после пробуждения, когда потягиваемся. А весь оставшийся день наше тело живет в напряжении. Позволить телу двигаться естественно – вот что ставит главной целью своих занятий психолог.



- У меня на занятии нет ни бубнов, ни музыки, ни ароматических палочек – я максимально заземляю людей для встречи с собой, потому что у музыки – своя история, а нам важно услышать себя.

По мнению Татьяны, данная практика снимает физическое и психологическое напряжение, мягко убирает мышечные зажимы и блоки, включая механизм саморегуляции и самоисцеления (при регулярной практике), позволяет работать с глубинными запросами, получая свои ответы через ощущения и движение.

- На латихане я становлюсь сталкером, проводником человека к нему самому. Я не гуру, у которого есть правильные ответы, но я помогаю разобраться в ответе: вот твоя боль – она о чем? Для чего она тебе? Я не за справочники и готовые решения – их нет. Я за то, чтобы человек сам себя услышал. Справочники могут вести по общему, усредненному пути. А у каждого свой путь.

Мы привыкли прислушиваться к мнениям врачей, родителей, соседей, ученых о том, что необходимо нашему телу, но мы не привыкли прислушиваться к мнению своего тела. Оно лучше всех, самых что ни на есть компетентных лиц, знает, что ему необходимо, и знает пути своего оздоровления.

Техника латихан построена на принципе спонтанных движений. Для того чтобы позволить рукам двигаться так, как хочется, надо убрать контроль ума над телом хотя бы во время практики. Конечно, результаты очень заметны при регулярной практике, но и разовое занятие может дать результат.

- Есть люди, у которых, к счастью, налажен уже диалог со своим телом, и за два часа на занятии они умудряются отдохнуть, как за два полноценных выходных дня. Происходит и сброс напряжения, причем напряжения не только физического, но и эмоционального, психологического.

Но есть люди, у которых над своим телом установлен суперконтроль: в теле очень много зажатостей. Это очень рациональные люди. Им сложно расслабиться. И вот для таких внутренне зажатых людей мало проводить практики – важна еще и глубинно психологическая работа, потому что во всех наших зажимах спрятались невысказанные эмоции, травмы детства, блоки. И только когда мы выводим их на уровень осознания, тогда тело начнет по-другому жить.

На терапевтических занятиях в группах проводится большая работа по осознанию происходящего в формате «тело-психика».

- В большинстве случаев люди не умеют управлять своими чувствами. Нам с детства установили какие-то шаблоны, определенные нормы поведения, так называемые паттерны.

Применительно к психологии паттерн можно кратко обозначить как парадигму поведения, свойственную человеку в определенных обстоятельствах. Эта модель работает автоматически, непроизвольно, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром.

- И все эти паттерны, что мы собрали за всю свою жизнь, на практике латихан отменяются, и мы говорим телу: живи, как хочешь.

У одной из участниц латихан, 68-летней Нины Златоустовой – артроз ног с детства. На свое первое занятие она пришла с палочкой, еле передвигаясь. Она говорит, что «пока я хожу на латихан – я вообще хожу!» Сейчас у нее прошли судороги, она впервые за много лет почувствовала тепло в ногах. Нина стала писать стихи. А ведь творчество – это энергия спонтанности, которую латихан, в том числе, освобождает.

Обычно по составу собираются разнообразные группы: психологи, коучи и сотрудники таможни, домохозяйки от 18 до 68 лет.

И каждый берет из практики то, что важно именно ему/ей на данный момент. Кто-то продвинулся в процессе самоисцеления (уходят зажимы, появляется тепло, энергия в теле, в проблемных местах), кто-то качественно отдохнул - перезагрузился, кто-то открыл доступ к своей спонтанности, ресурсам, а кто-то продолжил свой путь к силам, зрелости.

- Меня очень радует, что в конце занятия физическое и эмоциональное состояния всех участников приходит в гармонию, с удивлением обнаруживая себя в мире и мир вокруг. В процессе глубинной работы над собой, если она идёт правильно, человек хорошеет и внутренне и внешне.
Маски уходят, напряжение высвобождается и человек становится прекрасным, вне зависимости от того, насколько правильны черты его лица и фигура.
Появляется желание любоваться человеком, писать с него картины, поймать этот момент и оставаться в нём!
Галина Хасанова
Казанский федеральный университет, САЕ "Учитель XXI века"
8-917-230-74-34