Общественно-профессиональная аккредитация и государственная аккредитация образовательных учреждений

14 Ноября 2012
В проекте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предложено сведения о результатах общественной (общественно-профессиональной) аккредитации образовательного учреждения или научной организации рассматривать при государственной аккредитации.
В целях создания условий для развития системы независимой оценки качества образования Минобрнауки России совместно с Рособрнадзором были сформированы предложения по внесению изменений в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. ¹ 3266-1 «Об образовании».
Предложенные изменения и дополнения вошли в Федеральный закон Российской Федерации от 08 ноября 2010 г. ¹ 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования», который вступил в силу 01 января 2011 г.
Таким образом, в соответствии с пунктом 41 статьи 33.2 Закона РФ от 10 июля 1992г. ¹ 3266-1 «Об образовании» образовательные учреждения могут получать общественную (общественно-профессиональную) аккредитацию в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях. Такая аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые обязательства государства. Сведения о результатах общественной (общественно-профессиональной) аккредитации образовательного учреждения или научной организации рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы при государственной аккредитации.
В настоящее время происходит внедрение (апробация) уже разработанных моделей и технологий общественной (общественно-профессиональной) оценки и аккредитации программ профессионального образования и рейтингования образовательных учреждений профессионального образования. Внедрение (апробация) разработанных моделей и технологий осуществляется в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011 г.
Проведены их апробации по 40 образовательным программам начального и среднего профессионального образования; по 40 образовательным программам высшего профессионального образования, в том числе по образовательным программам экономики, юриспруденции, управления и социологии; по 46 образовательным программам дополнительного профессионального образования.
Формирование и апробации механизмов и технологий общественной (общественно-профессиональной) аккредитации программ профессионального образования ведут Общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России», Госкорпорация «Росатом», Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК), Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), Общероссийская общественная организация «Ассоциация инженерного образования России», Фонд инфраструктурных и образовательных программ (Открытое акционерное общество «РОСНАНО»), а также общественные студенческие организации.
В 2013 году запланированы апробации модели мониторинга результатов общественно-профессиональной оценки и аккредитации образовательных программ; общественное обсуждение моделей общественно-профессиональной оценки и аккредитации образовательных программ; доработка моделей общественно-профессиональной оценки и аккредитации образовательных программ; разработка методических рекомендаций по практическому применению моделей общественно-профессиональной оценки и аккредитации образовательных программ; подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования деятельности организаций, осуществляющих общественно-профессиональную оценку и аккредитацию образовательных программ.
Формируемые механизмы оценки качества профессионального образования направлены на повышение объективности оценки качества профессионального образования; повышение уровня конкурентоспособности, мобильности кадров как на российском, так и на международном рынках труда; повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг о качестве профессионального образования