Желающих ходить по ресторанам становится меньше

11 Марта 2014
В России отмечено падение доходов в HoReCa. Росстат сообщает, что рост оборотов за год составил всего 4%, что крайне мало. В 2012 году рост был на уровне 7%, в 2011 - 6%.
Почему россияне стали меньше тратить и реже бывать в ресторанах? Эксперты в сфере ресторанного бизнеса отмечают, что в стране назревает кризис, а доходы населения растут слишком медленными темпами. Например, реальный достаток россиян в прошлом году вырос всего на 3%. Поэтому походы по ресторанам и пабам многим стали не по карману.
Также эксперты отмечают новый тренд – питание дома. Все больше людей выбирают домашнюю кухню и отказываются от общепита.
Георгий Ташкер, тренер кафедры «Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе» Университета «Синергия» отмечает, что падение доходов ресторанов вполне закономерно.
«Сейчас сложное экономическое время: уровень доходов россиян снижается, курсы валют растут и есть какая-то неопределенность в том, что нас ждет дальше. К тому же, кто является посетителями ресторанов? Люди, имеющие доходы выше среднего: топ-менеджеры, клерки, банковские служащие, сотрудники глянцевых журналов. Что мы наблюдаем в последнее время? Глянцевые журналы закрываются или меняют свою периодичность выхода в сторону уменьшения, у многих банков забирают лицензии, различные конторы сливаются и укрупняются. Это все естественным образом сказывается и на сферу общественного питания. Сейчас наступило время недорогих демократичных кафе и, конечно, фастфуда, который, к слову говоря, не всегда такой уж и дешевый, но общедоступный», – рассказывает Г. Ташкер.
По словам Александра Никифорова, тренера кафедры «Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе» Университета "Синергия, посещаемость ресторанов – чуткий барометр экономического состояния в целом и оптимизма людей, часто пользующихся услугой приема пищи вне дома.
«С начала года отмечалось замедление темпа экономического роста. Ухудшило положение значительное удешевление рубля на валютных торгах. Повергло в смятение обострение отношений с Украиной и угрозы применения санкций со стороны США и Евросоюза. Поэтому в ближайшее время вряд ли стоит ожидать положительной динамики в ресторанном бизнесе», – комментирует А. Никифоров.
В то же время А. Никифоров отмечает, что уже в апреле - начале мая макроэкономическая ситуация может стабилизироваться.
«На улицах потеплеет, откроются летние площадки (не облагаемые дополнительными налогами), девушки перейдут на весенне-летний гардероб, майские праздники ободрят большую часть населения и все перечисленное воодушевит смелее пользоваться благами жизни. Вкусной едой в приятной компании – в первую очередь», –резюмирует тренер кафедры «Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе».
Ирина Шибина
НОУ МФПУ "СИНЕРГИЯ"