Эксперты обсудили перспективы развития Smart-общества

25 Октября 2012
В этом году форум объединил несколько крупнейших событий в области современного образования. В рамках деловой программы состоялись саммит «Единое образовательное пространство ЕврАзЭС», конференции Smart E-Learning Россия, «Инновационная школа» и «Инновационные технологии в образовании и обучении». Кроме того, все возможные разработки и решения на рынке образовательных услуг были представлены на выставке EduTech Russia. Лейтмотивом всех мероприятий стала мысль: развитие информационно-коммуникационных технологий и интернета неуклонно ведёт нас к Smart, или умному обществу.
Данная стратегия стала эталоном для США, Кореи, Японии, многих европейских стран. Активно заговорили о Smart и в России. «Пройдет пять-восемь лет, и треть от ныне работающих в Москве будут трудиться на дому благодаря интернету, - сказал президент Ассоциации некоммерческих образовательных организаций регионов Александр Вильсон. - Нужны новые гибкомыслящие специалисты, способные создавать инновации. Готовить их призвана современная Smart-школа».
Впервые в России о ее создании заговорили в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики, который и выступил инициатором проведения форума. Научный руководитель вуза Владимир Тихомиров представил свое видение, каким должен быть выпускник инновационного учебного заведения: «Гражданин Smart-общества учится на протяжении всей жизни, создает инновации, ищет совместно с властью пути решения социальных проблем, становится гражданином мира».
«Ключевые аспекты современного Smart-образования – это создание гибкой и открытой среды обучения: использование гаджетов, открытых образовательных ресурсов, системы управления», - разъяснил новую образовательную стратегию генеральный секретарь Корейского совета по университетскому образованию Дэ-Джун Хван. Сегодня в Корее действуют 20 киберуниверситетов, в которых место и время обучения выбирают студенты. Благодаря этому дистанционное обучение становится всё более востребованным. В этом году Открытый университет Великобритании занял первое место по удовлетворенности студентами, обойдя Оксфорд и Кэмбридж. Всего в мире сегодня насчитывается более 43 миллионов он-лайн студентов.
Познакомившись с передовым зарубежным и отечественным опытом, участники встречи определили конкретные шаги по реализации в России Smart-образования. Первостепенные задачи - обеспечить развитие информационных технологий и сделать их полезными для общества и человека. Гости сошлись во мнении, что необходимо создание межуниверситетского образовательного пространства, когда материалы одного вуза в цифровом формате были бы доступны для другого вуза. Параллельно с дистанционным образованием студенты должны проходить практику в лабораториях опять же сразу нескольких университетов. Крайне важно также создать систему по оценке качества электронного обучения.
Сможет ли Россия совершить прорыв в ближайшем будущем – большой вопрос. В 2015 году объемы финансирования образования с учетом инфляции сократятся по сравнению с 2012 годом на четверть. Конечно, это не единственная причина торможения: нужны инициативы со стороны вузов, участие правительства, переосмысление гражданами ценности актуальных знаний и умений. Однако уже сейчас очевидно: реформирование образования является необходимым условием совершенствования правительства, бизнеса, инфраструктуры, здравоохранения – всего Smart-общества.
Пресс-служба МЭСИ
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
news@mesi.ru