Маркетинг в жизни канадского фермера

24 Сентября 2011
В недалеком прошлом маркетинга у нас в Казахстане не было. Помню, когда в 1975 году я впервые выехал в США в составе советской делегации для изучения американского опыта по борьбе с эрозией почвы, мне доверили быть в составе делегации в качестве переводчика, пишет на страницах издания «КазахЗерно.kz» академик АН РК Мехлис Касымович Сулейменов. Делегацию возглавлял тогдашний министр сельского хозяйства Казахской ССР Михаил Георгиевич Моторико.

В Москве я получил для перевода программу посещения, предложенную Департаментом сельского хозяйства США. Одним из пунктов посещения был маркетинговый центр в Канзасе. Слово «маркетинг» я оставил без перевода, так как в словаре его не было. Просмотрев проект программы, М.Г. Моторико спросил, а что такое маркетинг.

Я попытался объяснить, исходя из знания того, что английское слово «маркет» означает рынок. Недолго думая, наш министр утвердил предложенную программу, исключив только посещение маркетингового центра. В той плановой экономике, которая до мозга костей была государственной и в которой вся купля-продажа шла по плану между государственными предприятиями, никакой маркетинг, вроде, был и не нужен. В итоге мы пришли к тому, что, за исключением сырья, производим продукцию, которую можем продавать только внутри СНГ.

Теперь другие времена и слово «маркетинг» почти понятно каждому без перевода. Теперь расскажу, какую роль играет маркетинг в жизни фермера Саскачевана, как и других провинций прерий.

Фермер по ходу дела принимает массу менеджерских решений. Для этого ему нужна информация и понимание того, как работают рынки. Решения о том, какую культуру сеять и когда покупать скот для выращивания или на откорм являются проблемами производства и маркетинга. Эти решения, включая то, где и когда продать, требуют прогноза будущих условий рынка и цен на альтернативных рынках. Прогнозирование цен требует понимания факторов и условий, которые определяют цену.

Ниже я изложу, как организован маркетинг для фермеров провинции Саскачеван, сфокусировавшись на проблемах, которые требуют от фермера-менеджера делать решения о планах и разрабатывать стратегию маркетинга своих товаров.

Недавно прошла противоречивая информация о Канадском пшеничном совете (КПС). Действительно, правительство Канады приняло решение о закрытии КПС на основании многолетних споров о неэффективности этого государственного органа в современных рыночных условиях, которые, кстати, во многом изменились благодаря распаду СССР. Многие считали, что «мавр сделал свое дело - мавр должен уйти». Однако, когда, наконец, решение о закрытии КПС было принято, то большинство фермеров с этим не согласились. Это, как у нас, все, вроде бы, радовались концу власти «коммуняк», а теперь стали говорить, что «акимяки» не лучше.

Канадский пшеничный совет (КПС)

В Западной Канаде 85% зерна основных зерновых культур выходит на рынок через Канадский пшеничный совет. Эта организация несет полную ответственность за маркетинг всего зерна пшеницы, овса и ячменя, идущего на экспорт, и для продовольственного потребления внутри Канады. КПС может также продавать кормовое зерно для нужд животноводства в Канаде. КПС был создан в 1935 году для того, чтобы канадские производители зерна выходили на мировые рынки не через биржу, а напрямую и с огромными объемами высококачественного зерна.

Сельскохозяйственный год в Канаде считается с 1 августа до 31 июля следующего года. КПС оплачивает фермерам за зерно в три этапа. Первый этап начинается с выдачи аванса под гарантию федерального правительства сразу после сдачи зерна. Сумма аванса объявляется уже в начале марта сельскохозяйственного года. Все закупленное зерно смешивается и продается, и устанавливается фактическая средняя цена зерна по классам. Второй транш все производители зерна получают по одной фактически сложившейся цене минус аванс и расходы КПС. Окончательный расчет производители зерна получают к началу следующего календарного года.

Важно подчеркнуть, что КПС является некоммерческой структурой. Каждый производитель зерна получает одинаковую цену за зерно одного класса, независимо от сроков сдачи. Это избавляет фермеров от необходимости ежедневного беспокойства по поводу колебания рыночных цен. В то же время, фермеры могут рассмотреть возможность продажи зерна в тот или иной сельскохозяйственный год.

Совет оперирует с шестью отдельными счетами по культурам: твердая пшеница, мягкая пшеница, специальный овес (в основном пищевой), овес, специальный ячмень (в основном пивоваренный) и ячмень.

Для того, чтобы регулировать количество и качество зерна, необходимого для покрытия договорных обязательств поставки и обеспечить приемлемые равные условия поставщикам для использования ограниченных транспортных емкостей, Совет устанавливает квоты для движения своего и «несоветского» зерна на лицензированные элеваторы системы.

Квоты устанавливаются соответственно площадям посева каждой культуры, указанной фермерами в книге разрешенной сдачи зерна, которая выдается советом ежегодно. Очень важно отметить, что система квот, существовавшая до 1982 года, не поощряла посевы по стерне. У фермера была зафиксирована площадь пара и зерновых, например, 1000 гектаров. Совет, исходя из этого, давал ему квоту на сдачу зерна с площади 500 га. Сеять больше за счет пара ему не имело никакого смысла, так как это было бы зерно сверх квоты, с которым у него были бы лишние хлопоты.

Только с 1982 года была введена поправка в виде бонус-акров. После введения этой поправки квоту сдачи стали рассчитывать на основе фактически посеянной площади. Из этого положения становится очевидным, что политика квотирования, сложившаяся в годы, когда пшеницу в Западной Канаде сеяли только по парам, долгое время косвенно поддерживала систему «пар-пшеница». Для «советской» власти в Канаде, которая специализировалась на экспорте зерна пшеницы, эта система была выгодна, так как она обеспечивала устойчивое производство зерна по годам. КПС был не заинтересован в увеличении производства зерна и проводил политику сдерживания с помощью квот. Вот почему реальное сокращение площадей чистого пара пошло только в восьмидесятых годах прошлого века, то есть этому способствовала также измененная политика квотирования.

Советской власти пришлось учесть и серьезные площади под посевами новых культур. Теперь фермер отмечает минимум посеянных акров в книге разрешения Совета. Например, если фермер сеет 100 акров канолы, то он должен указать в своей книге 100 квот-акров канолы.

Фермеры, выращивающие рожь, лен и канолу, при маркетинговых решениях зависят от механизма формирования цен на товарной бирже в Виннипеге. На этой бирже идет как прямая торговля товарами, так и фьючерсная, то есть договор о покупке совершается задолго до того, как товар будет фактически поставлен. Это единственная в мире биржа, на которой торгуют зерном этих культур.

Зерновые компании определяют цену, предлагаемую для открытого рынка зерна на основе фьючерсных цен биржи. Из фьючерсной цены зерновая компания вычитает все ожидаемые расходы между приемкой зерна на первичный элеватор и продажей в определенное время в будущем. Цена, предлагаемая на первичном элеваторе, называется «уличной ценой». Разница между фьючерсной ценой и уличной ценой называется «базис».

Поскольку каждая зерновая компания определяет ежедневно базис на основе своего положения на рынке, уличная цена разных компаний может варьироваться. Кроме ржи, льна и канолы, фермеры могут, как вариант, продавать кормовое зерно пшеницы, овса и ячменя через открытый рынок.

Канадская зерновая комиссия организует исполнение закона и нормативных актов о зерне Канады. Она отвечает за официальную инспекцию и классификацию зерна, и установление классификационных требований и стандартов. Комиссия выдает лицензии операторам зерновых элеваторов, зерновым дилерам, надзирает за сертификацией лицензий, и собирает и публикует статистику обработки зерна. Комиссия рассматривает жалобы по переработке и транспортировке зерна на лицензированных предприятиях.

Комиссия также устанавливает максимальные тарифы на подработку зерна для первичных, терминальных и экспортных элеваторов и утверждает контрактные формы, а также проводит основные прикладные исследования по качеству зерна.

Одна из наиболее важных функций зерновой комиссии - инспекция и классификация зерна. Классификация зерна на первичном элеваторе не требуется. Класс и состояние зерна, а также рефакция определяются менеджерами элеватора по взятому образцу зерна. Если есть разногласия между производителем зерна и менеджером элеватора по поводу результатов анализа образца по классности, состоянию и рефакции, то производитель имеет право потребовать, чтобы образец был отправлен в зерновую комиссию для официального заключения. Зерновая комиссия направит результат как производителю, так и менеджеру элеватора. Все производители должны знать, что если менеджер элеватора пошлет образец в классификационную лабораторию своей компании, то этот результат не является официальным.

Для маркетинга кормового зерна есть два канала: КПС и свободный рынок. Поэтому приходится сравнивать цены и условия поставки. Уличная цена - это окончательная цена, в то время как КПС дает вначале только аванс. Поэтому нужно уметь прогнозировать возможную окончательную цену КПС, учитывая, что Совет больше ориентирован на внешние рынки.

Рожь, лен масличный и канолу можно продавать напрямую переработчикам.

Фермер может заказать у Зерновой комиссии вагон и отправить его с зерном прямо на терминальный элеватор, если он увидит более выгодные условия по сравнению с продажей по уличной цене первичному элеватору.

Кормовое зерно можно продавать напрямую другим производителям, зерновым дилерам, откормочным площадкам и кормовым заводам.

Таким образом, в Западной Канаде есть монополия Канадского пшеничного совета на экспорт продовольственного зерна пшеницы, ячменя и овса в интересах канадских производителей зерна. Элеваторное хозяйство не полностью монополизировано, но его большая часть находится в руках Пшеничных пулов, работающих в форме фермерского кооператива. Эти две организации избавляют канадского производителя зерна от многих хлопот по маркетингу зерна. А самое главное, КПС защищает позиции канадского производителя зерна на мировых рынках, обеспечивая ему гарантированный сбыт зерна по высоким ценам.

М.К. СУЛЕЙМЕНОВ, академик АН РК, член совета директоров ИСТРО (Международной организации исследований почвы и ее обработки), главный научный сотрудник НПЦЗХ имени А.И. Бараева
М.К. СУЛЕЙМЕНОВ
Информационное Агентство «Казах-Зерно»
kazakhzerno.ans@gmail.com