Курение – потери для бизнеса?

26 Июля 2011
Вы задавались этим вопросом? Я думаю, каждый ответит: «да действительно потери для бизнеса, от курения сотрудников имеют место быть». Однако каковы эти потери? По последним данным МЧС России за 2009 год основными причинами пожаров являются:
1. неосторожное обращение с огнем — 15,3%,
2. неосторожность при курении — 20,4%;
3. поджоги — 23,8%;
4. нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования — 14,7%;
Пожарная безопасность, решает этот вопрос частично, однако кроме прямой опасности для бизнеса существуют косвенные опасности. К слову, каждый курильщик в связи со своей зависимостью от сигареты, теряет в среднем около одного часа рабочего времени ежедневно. В неделю 5 часов в месяц 24 часа и так далее. Сколько можно написать за один час? Сколько клиентов можно обслужить? Сколько принять звонков? Всего за один час… . По данным европейского аналитического агентства в отношении курящих были приняты исследования в коммерческих организациях:
• Известная французская компания “Goodyear" оценивает сумму, которую она ежегодно теряет из-за курильщиков в 2 миллиона долларов. Действительно, курящие отсутствуют на работе по болезни чаще других, многие вынуждены досрочно уходить на пенсию,
• Любопытен такой факт: американская фирма “Unigrad" запретила курение своим 2 тысячам служащих и получила за месяц 500 долларов экономии только на уборке помещений,
• Страховая компания “CNA" предложила клиентам в возрасте 30 лет страховку на полмиллиона долларов; стоимость страховки: 425 долларов для некурящих; 935 (!) долларов для тех, кто курит,
• Наиболее дотошные ученые подсчитали: курильщики тратят до 6% рабочего времени на курение.
Решение о выдачи страховки, получение кредита может зависеть от такого критерия как курение.
По большому счету, глядя на подобную статистику можно сделать вывод о том, что брать на работу курильщиков – просто не рентабельно!!! Огромные потери рабочего времени, опасность возникновения пожаров, склонность к респираторным заболеваниям (ГРИПП, пневмония, ОРЗ). Хочу так же обратить внимание на атмосферу, которую создают курильщики. Какие темы поднимаются в «курилках»? Только анекдоты и разговоры о машинах? Как часто там обсуждают руководство и политику Компании?

Одна беда нельзя отказывать сотруднику в работе на основании курения – дискриминация.
Каким образом можно бороться с подобными проявлениями бизнес растрат? Запрещать курить на территории Компании, как известно любой запрет приводит к сопротивлению со стороны подчиненных и может вызвать не предсказуемые последствия. Премировать некурящих? Такая методика работает в ряде крупных Компаниях Европы и России. Действительно количество курящих на территории Компании сокращается, однако как только сотрудники покидают территорию - курение берет свое. Как можно создать эффективную систему, которая действительно заставит людей бросать курение?

На мой взгляд, борьба с курением в Компании не приоритетная задача, однако не обращать внимание, на подобные затраты я думаю непозволительная роскошь. Возможно, уже сейчас существуют эффективные системы по стимулированию к отказу от курения. Однако, данная статья посвящена поиску своего решения этой проблемы. Обратимся подробнее к ментальности населения России. Разберем проблематику.
Традиционно в России курение считается атрибутом крутого парня или девчонки. Еще со школы мы помним, для того чтобы «затусить» с крутыми, надо обязательно начинать курить. И во многом такой стереотип находит себе подтверждение. Действительно многие руководители в современном бизнесе курят. Естественно образ курящего начальника отнюдь не способствует формированию непринятия курения в рамках Компании. Множество мужчин прошли «жизненную школу» в рядах Российской Армии, либо в качестве рядового состава, либо как курсант, а затем офицер. В обоих случаях в этой организации работает закон «Кто не курит – тот работает». По сути, Армия - это самый большой и организованный учитель курения. До недавнего времени в состав ежедневного пайка солдата входили сигареты. Даже если ты не куришь, все равно получай и делай с ними что хочешь. Современное школьное обучение и вооружённые силы создают армию курильщиков и существенно сокращают продолжительность жизни населения России.
Таким образом, мы видим неистребимость явления. Усилиями социальной рекламы и общественных программ Минздравсоцразвития, сложно произвести существенное и быстрое изменение ситуации. Надписи на сигаретах пугают начинающих курильщиков, но ни как не влияют на злостных курильщиков.
При таких условиях решением по снижению затрат бизнеса должна стать обоснованная и хорошо лоббированная «Программа по сокращению курящих в организации». При этом программа созданная силами самой Компании. Концепция программы должна быть простой – создать атмосферу непринятия курения в общественных отношениях Компании. В качестве инструментов создания такой атмосферы можно использовать любые из нижеперечисленных инструментов.
1. Введение премии за «не курение» не более 10% от зарплаты
2. Проведение официальных «Дней отказа от курения» в компании, с поощрением бросивших курить
3. Предоставление особых условий для некурящих сотрудников (по пользованию дополнительными услугами) например размещение столов в помещении, столовых и пр.
4. Выделение мест для курения в не удобных местах (рядом с кабинетами Службы Безопасности, Прямого начальника, рядом с мусорными ведрами и пр.)
5. Запрет на курение вне оборудованных мест
6. Выделение помещения для курения заведомо малого размера, не более 2 -3 человек одновременно
7. Регулярное высказывание отношения Руководства к курению на общих собраниях (ежемесячно в рамках общей повестки дня)
8. Внедрение программ поддержки спорта в организации (оплата фитнеса, внутри корпоративные первенства и пр.)
9. Отказ в оплате ДМС (добровольного медицинского страхования) для курящего персонала
По сути, все инструменты дополняют друг друга и их можно вводить в полном объеме. Однако, для различных Компаний некоторые инструменты окажутся недоступны на данном этапе развития. Это не принципиально, главное - это системный подход и нетрадиционные решения. Вводя программу по сокращению курящих в своей организации вы повышаете эффективность Компании и конечно делаете ощутимый вклад в будущее всей страны.
Николай Смирнов
Тренинговое агентство
337-54-40
pr@master-class.spb.ru
ТА