Что такое риторический канон

30 Января 2015
Предположим, Вам предстоит какое-нибудь публичное выступление. Это может быть что угодно, хоть лекция перед потенциальными инвесторами Вашей компании, хоть речь с броневика, хоть тост на свадьбе лучшей подруги. Какие у Вас варианты подготовки к нему? Если у Вас есть запас времени, можете записаться на какой-нибудь тренинг публичного выступления, там Вам все подробно и популярно объяснят и научат. Можно, конечно, найти заготовку в Интернете, заучить ее и в лучшем случае рассказать (ну или прочитать с листочка). Достигните ли Вы в этом случае более сильного эффекта, чем вялые аплодисменты и фразы «мы Вам перезвоним»? Вряд ли.

Что же Вам поможет? Риторика.

Эта появившаяся в незапамятное время наука, если в двух словах, изучает то, как нужно правильно, с пользой для себя и окружающих говорить. Но сейчас речь у нас с Вами пойдет не о риторике как таковой, а об одном из ее инструментов, наряду со всем известными риторическим вопросом и риторическим обращением – риторическом каноне.

Любое выступление – это, прежде всего, подготовка к нему. Возникает вопрос – а как провести подготовку и саму речь максимально эффективно и успешно? Какие шаги нужно пройти? Какова их оптимальная последовательность?

Вопрос этот волновал еще древних риторов. Так что не удивляйтесь большому количеству непонятных латинских слов. И спасибо им за то, что ответ на него они нашли в виде пяти конкретных шагов, которые позволяют систематизировать процесс подхода к выступлению. Сразу, наверное, нужно отметить, что все эти шаги хоть и называются каноном, но достаточно гибки, и крайне рекомендуется видоизменять их под каждый конкретный случай.

Первый шаг – инвенция. Оратор «изобретает» тему своего выступления, формирует его «скелет» в виде тезисов. В зависимости от аудитории подбирает стиль выступления, инструментарий, шаблоны возможных ситуаций, примеры.

Второй шаг – диспозиция. Говорящий размещает изобретенное на первом шаге в правильной последовательности. Составляется план, подбираются и заключаются логические связи между этапами выступления. Важно выделить опорные точки, по которым оратор будет по мере выступления продвигаться.

Третий шаг – элокуция. Творческий этап, на котором оратор украшает свой текст всевозможными формами речи. Идет подбор языковых и речевых средств, чтобы придать выступлению нужный окрас – от дружественной беседы до делового предложения. На этом этапе оратор решает какие тропы (риторические фигуры, такие как метафора, гипербола и так далее) использовать и когда это делать.

Четвертый шаг – меморио. Репетиция. Оратор запоминает текст выступления, представляет, как он будет произносить его уже перед аудиторией, прикидывает возможные предметы интерьера, которые могут помочь в процессе. На этом этапе важно четко выделить и сформулировать для себя главную мысль, две-три важнейших ее позиции, несколько стартовых и заключительных реплик. Возможна подготовка цитат, историй, случаев из жизни, связанных с темой выступления.

Пятый этап – акцио. Собственно, само выступление. Оратор применяет все подготовленные приемы, поддерживая интерес слушателей. Отдельно про этот этап можно говорить очень долго, поэтому об особенностях непосредственно произнесения речи как-нибудь в другой раз.
Никита
Тренинг центр "Оратор"
Тренинг центр "Оратор"