Государство вспомнило об учителях

22 Сентября 2011
После долгой тишины, когда учителей поддерживали, в основном, на словах, государсвто в этом году всё же подтвердило свою заботу материально, чиновники вспомнили, кто готовит новые поколения, на ком лежит ответственность за воспитание детей и от кого зависит, станут ли они самостоятельными: зарплата учителей увеличивалась дважды, а с 1 сентября в Архангельской области фонд их заработной платы повышен на 30 процентов.

«Это уже не повышения на 10–15 процентов, которые сразу же «съедались» повседневными расходами, а увеличение на треть: по крайней мере, государство увидело, насколько важны для него собственные работники, и искренне желает их поддержать, – говорит Валентина Бедрина, директор МОУ «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам «Леда» (Архангельск). – Что самое важное, теперь система оплаты труда позволяет на самом деле стимулировать лучших педагогов, а не распределять деньги механически. Мы работаем со многими школами, и педагоги теперь гораздо больше заинтересованы в том, чтобы работать качественно, вникать в дела своей школы и заниматься собственными разработками. Пусть не сразу и не гладко, но эта система внедряется и уже даёт ощутимые результаты для тысяч учителей».
Объём зарплат поднимается на треть не по всей стране, а всего в 38 регионах – меньше, чем в половине. Среди них оказалась и наша область. Во многом это удалось потому, что отношения бюджетов привели в порядок: регион стал распределять больше налогов, но стал нести гораздо больше обязательств. Поэтому зарплаты теперь будут расти не только в школах, но и в больницах.

КРИТИКА И СПОРЫ

Но и такой шаг не обошёлся без споров. По числу противоречий наши оппозиционеры порой обходят даже правительство. Повышение зарплат раскритиковала одна из крупных партий: дескать, дополнительные деньги «выплеснутся на рынок и поднимут инфляцию», а можно было отдать их часть только под пенсионные накопления. Людям, кроме жителей больших городов, слышать такое было странно.
Во-первых, что это за баснословные суммы, которые «выплеснутся на рынок», ведь зарплаты поднимают не везде и не всем бюджетникам? Вот кто, оказывается, виноват в инфляции: не коммунальщики, не монополисты, не энергетики, не продавцы бензина, задирающие цены каждый квартал, а учителя…
Во-вторых, что мешает педагогам самим распорядиться зарплатой? Они разберутся, сколько выделить на свои пенсионные сбережения. Нынешние правила позволяют копить на будущее в любом виде.
В-третьих, если рассуждать, как профессиональные «критики» в Думе, то повышать зарплаты вообще не нужно. Конечно, любое повышение даёт хоть и малый, но вклад в инфляцию. Но перед этим оно покрывает потери, которые люди понесли от инфляции раньше. А теперь покрывает ещё и с опережением. От того, что педагог на зарплату сможет купить себе мебель, инфляция не ускорится. Эти деньги пойдут на самые насущные нужды, останутся у местных производителей, и лишь малая часть утечёт в центр или в банки.
Критика вызвала серьёзные споры: как же, власть хочет «купить голоса избирателей»… Так это и есть её обязанность! Само собой, перед выборами власть шевелится энергичнее. Это означает, что мнение своих работников, которые учат и лечат граждан, для неё всё-таки важно. В конечном итоге, в их интересах и поменяли отчисления финансов. Теперь область отвечает и за всю медицину, которую тащили на себе даже бедные посёлки. Налогов в регионе остаётся больше, чем на местах, однако сельские районы от этого только выиграли: социальных задач с них сняли куда больше, чем денег. Поэтому в десятках местных бюджетов появились свободные средства, чтобы решать назревшие проблемы.

БОЛЬШЕ НЕ «СИДЯТ НА СТАВКЕ»

Хорошо, что образование перестало финансироваться по остаточному принципу. В этом году из областного бюджета на него направили 746 миллионов рублей. Результат: если в начале года средняя зарплата учителя была 12 883 рубля, то уже во втором квартале – 15 842. Без концентрации налогов всё это пришлось бы заморозить на неопределённый срок. Муниципалитеты поделились частью налога (закон о межбюджетных отношениях), зато областная казна стала работать в пользу районов: область не отказалась ни от одной функции, которые раньше выполняли местные власти, плюс стала увеличивать выплаты специалистам. Зарплата учителя всё ещё отстаёт от средней зарплаты по Архангельской области, хотя после нового повышения – всего на 14 процентов. За два года они должны сравняться.
Многие родители до сих пор считают, что эти выплаты – обычная ставка, которая платится всем педагогам подряд только за учебные часы: мол, отчитал – и пошёл домой. Это ошибка. Уже целый год действует новая система оплаты. Теперь всё зависит от того, насколько усердно работает конкретный педагог, каких результатов в учёбе достигают дети. Школы получили возможность распределять зарплатный фонд по справедливости. При этом многие критерии оценки они разрабатывают сами, с учётом специфики своего учреждения. Ни один чиновник не сможет решить, что важнее для каждой школы в стране.
Но педагогов по-прежнему не хватает. А людям в возрасте, из которых, в основном, состоят школьные коллективы, всё сложнее находить общий язык с современными подростками – слишком большим стал разрыв поколений. Молодых учителей по мере сил привлекали местные власти, но сил явно не хватало.
И на эту проблему власти (хотя и с большим запозданием) стали реагировать:
5 сентября Владимир Путин на конференции «Единой России» предложил создать специальную ипотеку с минимальным начальным взносом для молодых учителей до 35 лет. Сегодня начальный взнос равен 20 процентам от цены жилья, его снизят до 10 процентов, и эту часть «было бы правильно» взять на себя регионам; процентная ставка составит
8,5 процента – ниже, чем в любом банке.
Кроме того, будут возрождаться жилищные кооперативы. Вступить в них смогут все преподаватели независимо от возраста. Здесь стоимость жилья будет на 20–30 процентов ниже средней по рынку. Проект назвали «Учительский дом», и в Архангельской области этот дом тоже будут строить.

НЕСОРАЗМЕРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Можно ли мерить всю ответственность учителя повышением зарплат? Скажем честно: нельзя. Требования к педагогам растут каждый год. Им мало знать компьютерные технологии. Мало следить за новыми разработками. Мало понимать подростков, чтобы работать с ними индивидуально. Учителя регулярно должны решать, к какой жизни они готовят детей, и порой менять всю систему воспитания.
Сегодня обострился давний спор. Суть его проста. Одни считают, что нужно срочно давать детям практические навыки: зачем им история с географией, если они не могут починить двигатель? Другие, наоборот, заявляют, что надо учить думать и давать возможность выбора. Одни говорят, что школа должна ввести детей в «готовую» культуру. Другие – что она должна готовить к будущему, будить воображение, научить быть открытыми.
Представим типичную сельскую школу в Архангельской области. Народ стареет, молодёжь уезжает, и вроде бы есть ресурсы, но начинать своё дело некому. А школы по-прежнему выдают свою учебную программу, как было 20, 30, 50 лет назад – менялись только учебники и предметы… Получается, что ни на какие настоящие вызовы школа не реагирует. Да, добавляются отдельные уроки и дисциплины, но в целом система остаётся закрытой. Хотя все, от психологов до чиновников, признают, что условия жизни поменялись и школам пора хоть как-то на них отвечать.
Педагоги – под перекрёстным огнём: от них в этом споре обе стороны требуют своего, доказывают свою правоту. Родители, учёные, начальство. Нужно и смотреть в будущее, и выполнять план; и любимое дело двигать, и отчёты писать. Так что учитель – совсем не нейтральный специалист. Ему постоянно приходится делать самый серьёзный выбор, и оценить это в рублях невозможно. В наши дни это видно, как никогда раньше.

ЧТО НЕ ВИДНО РОДИТЕЛЯМ

Большинство родителей не в курсе, что кроме своей рабочей нагрузки учителя несут ещё одну. Дело вот в чём. За последние годы в образовании постоянно росло число конкурсов, ярмарок, выставок, смотров, конференций и фестивалей. Участие в них, конечно, добровольное. Но активность на мероприятиях влияет на оценку и педагогов, и завучей, и директоров школ.
Задача понятна – сделать образование прозрачным. Однако число мероприятий, особенно в городах, стало просто зашкаливать. Если участвовать в каждом, учить детей будет просто некогда. Работники образования поймут, о чем речь: они как будто вынуждены непрерывно доказывать, что на самом деле существуют и работают. Многие учителя представляют одну и ту же методику или проект на 4-5 мероприятиях подряд. Только в последнее время управленцы стали одумываться и приводить всю эту выставочно-ярмарочную деятельность в порядок.
Родители зачастую не интересуются школьными ярмарками, считая их внутренними, отчётными событиями. Напрасно: доступ родителям открыт практически всегда. Здесь можно увидеть наглядную картину того, чем живёт школа, над чем трудятся люди, как реально относятся к своему делу и за что они получают ту самую зарплату.
Когда всё это будут видеть и понимать родители, а не только управленцы, авторитет учителя снова станет одним из самых высоких в обществе.

Олег ТКАЧЕНКО.
Олег Ткаченко
ГУ Редакция газеты
8 818 51 4-10-31
vkgazeta@gmail.com
http://www.vk-gazeta.ru/?p=10414#more-10414