Учебник как искусство. Издательству «ЮРАЙТ» – 20!

26 Февраля 2016
На протяжении вот уже более 20 лет команда Юрайта, отдает свои силы, знания, время на самое важное и прекрасное в мире – образование.
Двадцать лет – это необычная цифра в жизни. Это первый осознанный и взрослый юбилей. Накануне этого торжественного и важного события мы встретились с генеральным директором, главным редактором «Юрайта» Надеждой Рыбкиной и попросили рассказать ее как всё начиналось, вспомнить самые яркие страницы этого двадцатилетия, поделиться планами на будущее.

- Надежда Владимировна, как все зародилось?
- 20 лет назад, в начале 90-х, мы, студенты физического факультета МГУ, подрабатывали, продавая книги: на лотках у метро, в главном здании университета, на развале в «Олимпийском». Никто из нас тогда и не предполагал, что это станет делом жизни, мы с интересом реагировали на появление новых законов и кодексов, новую экономику, новые дисциплины. Подбирали нужный ассортимент для покупателей, оперативно издавали сами, искали интересных авторов. Это было время, когда в высшем образовании стремительно росло число студентов, вузов, специальностей. Появлялись интересные новые учебники. Все были жадными до новых знаний, образования. И мы оказались в нужное время в нужном месте и с нужными способностями. Главным тогда было – быть активными, быстро разбираться в незнакомых темах, каждый день искать решения в слабо структурированном в то время бизнес-мире. Нам сопутствовала удача, был драйв, упоение быстрым ростом, радость от этого «квеста». Мы, как физики, как будто проводили такой огромный эксперимент, моделировали параметры, замеряли результаты, и нам это было, в первую очередь, интересно. Ну, и позволяло в непростые годы закончить учебу, а закончив, мы так и не смогли оторваться от этого эксперимента и продолжаем его и сейчас! С теми же драйвом и интересом, но с бо́льшим опытом, большей слаженностью и возможностями. Из интереса, удачи, чуткости к изменениям и активности конкретных людей и зародилось издательство.

- Почему «Юрайт» так называется?
- Мы искали имя нашему делу, команде, которое должно было отражать дух, энергию, позицию к миру и к личности в нем. И найти надо было быстро, нужно было в короткие сроки подать документы на регистрацию. Мы решили так: заходим на эскалатор в метро, – к слову, самый длинный в московском метрополитене, – пока поднимаемся, перебираем слова, которые идут сами. Один говорит, другой фиксирует. Сойдя с эскалатора, выбираем самое подходящее. Вот так и появилось имя «Юрайт», такое емкое, динамичное, смысловое, нам очень подходящее. Оно само к нам пришло откуда-то из пространства.
- Почему именно высшее образование как профиль?
- Нам это было близко, когда мы были студентами. Нам это кажется важным, самым важным сегодня. За двадцать лет студенческая игра превратилась в дело наших жизней. Мы меняли «Юрайт», а «Юрайт» менял нас. Мы с каждым годом всё больше укрепляемся в правильности выбора, казалось бы, случайного, своего направления, мы всё больше верим, что только в образованном обществе живут дольше, лучше, интереснее, добрее. Мы хотим жить и работать в России, мы растим детей и хотим, чтоб они жили в лучшем мире, чем мы. Мы хотим, чтобы то, что получили мы, учась в МГУ и других хороших университетах, могло получить в еще более современном, интересном, эффективном варианте как можно большее число молодых людей, чтобы они формировались ценностно и профессионально в качественной образовательной среде, чтобы, закончив университет, они могли достойно вкладываться в развитие страны. Именно эти идеи сплотили нас в соратников, с этими намерениями к нам приходят очень интересные сотрудники, эти цели объединяют вокруг «Юрайта» много прекрасных, сильных авторов, преподавателей, библиотекарей, всех тех, кто так же, как и мы, работает и живет высшим образованием.
- Человек «Юрайта» – какой он?
- Свободный и ответственный, неравнодушный и ищущий лучшее решение, позитивный и активный, включенный в общую командную работу и вносящий свой личный вклад. Другие у нас не приживаются. Мы все разные и дополняющие друг друга. Задача человека «Юрайта» – проявлять себя, свои сильные личностные и профессиональные качества и гармонично взаимодействовать с теми, у кого сила там, где у тебя слабость. А моя задача как генерального директора – вдохновлять и организовывать этих славных, непохожих, но очень интересных людей.
- Почему в «Юрайте» много молодежи?
- С молодыми интересно, они не зашорены, креативны. У них много энергии, смелости, амбиций. Они не забыли, как учиться, меняться. Они по-хорошему романтичны, верят и стремятся, горы сворачивают и не боятся включаться в новое. У нас в коллективе есть достаточное количество сотрудников-профессионалов и более зрелого возраста, и всех их отличает то, что внутри, в душе они молоды! Так что можно сказать, что в «Юрайте» одна молодежь, независимо от возраста. Когда молодежь растет, набирается опыта, профессионализма, организационной мудрости, это радует, вдохновляет. Из таких сотрудников у нас рождаются руководители, наставники для новой молодежи. Ну, и кто же еще должен двигать высшее образование, как не вчерашние студенты?
- 20 лет для издательства высшего образования – это много или мало?
- Для российского – много, очень много. Для тех задач, которые стоят перед таким издательством, для образовательной отрасли, для того, чтобы по-настоящему сильно и качественно участвовать в образовательном процессе, создавать и развивать современные инструменты образования – УЧЕБНИКИ, это очень-очень незначительный срок. Именно поэтому мы мыслим себя далеко вперед, не на год, не на пять, – на пятнадцать, тридцать, пятьдесят лет вперед. Мы часто обсуждаем горизонты будущего высшего образования в связи с развитием информационного общества, средств коммуникации, Интернета, скорости изменения продуктов, общественных запросов к образованию. Без этого разглядывания образов невозможно видеть завтрашние шаги. Мы много общаемся с преподавателями, слушаем их взгляды на будущее, вносим корректировки в свои продукты и стратегию. А поскольку мы проводники между реальными создателями контента – авторами – и студентами, то это все не быстро и не просто. Так что с точки зрения задач, планов, стоящих перед нами, мы очень молоды и еще в начале пути. А с точки зрения того, что новое наше государство, экономика, не сильно старше нас, двадцать лет – это много. И еще потому много, что нас, издательств, готовых идти этот путь, не так много осталось. К сожалению, хватит одной руки, чтобы посчитать тех, кто устойчиво и настойчиво работает в отрасли два десятка лет.
- Как за это время изменилась роль учебника?
- Учебник в системе образования – как воздух. Когда он есть, нам кажется, что так было, есть и будет всегда. И опасность в том, что если учебник как инструмент образования пропадет, то нам нечем будет дышать. Учебник есть, был и будет неотъемлемой частью образовательного процесса. Он меняется по форме – бумажный или электронный, в печатных буквах или в видеоформате, через Интернет или через библиотеку полученный студентом. Но его роль, как раньше, так и по сей день, незыблема. Преподаватели, студенты понимают это. Жаль, что у нас нормировка, как во время войны – на двух бойцов одна винтовка, на четырех студентов один учебник. Жаль, что преподаватели имеют мало возможности знакомиться с учебниками современными, комбинировать их в учебном процессе, использовать разные формы представления контента для лучшего усвоения студентами. Жаль, что студенты в массе своей используют учебники только перед экзаменами. Культура обучения и образования должна быть общей задачей общества. Именно поэтому мы развиваем разные формы представления контента учебников – это и традиционный учебник, для которого мы настойчиво получаем от авторов современную теорию, актуальную российскую и зарубежную практику, разнообразный практикум, позволяющий сформировать у студентов навык; это и электронный учебник с повышенной наглядностью и удобной навигацией, с активным практикумом и тестированием; это и видеолекции, которые можно использовать как в смешанном, так и в дистанционном образовании… И все это есть в электронной библиотеке, которая открыта в любое время, в любом месте для студентов подписавшегося на нее учебного заведения. Мы взяли на себя и задачу помочь преподавателям знать обо всех учебниках по их дисциплинам и предоставляем им бесплатный доступ к нашей электронной библиотеке.
- Как за 20 лет эволюционировали вузы и вузовские библиотеки?
- Начну с библиотек. Вузовские библиотеки стали важными участниками образовательного процесса. Хорошие библиотекари являются помощниками, организаторами процесса выбора преподавателями нужных, интересных учебников по их дисциплинам. Они в курсе всех издательств, в курсе новинок, издательских сервисов, в курсе законодательства, в соответствии с которым они должны обеспечивать учебный процесс. Они активно общаются с кафедрами, преподавателями, показывают, рассказывают, собирают заявки, организуют закупку, выдачу учебников. Завлекают студентов в библиотеку, помогают разобраться, какому курсу и для какого преподавателя какой нужен учебник. Разбираются с информационными ресурсами – электронными подписками, электронными учебниками, вникают во все новые продукты, сервисы, учатся сами и продвигают их полезность в образование. Это настоящие энтузиасты своего дела. Без них сегодня невозможно представить образовательный процесс, и невозможна работа издательств без таких героев.
Немного про вузы. Главное, что изменилось, – это дух образования. Он перестает быть свободным, творческим в массе своей. Жаль, что сегодня так много негативного выливается на вузы. Сколь мало людей понимает, как нелегок труд преподавателей. Как много неучебной работы на них навешивают, как мало свободы и поддержки у них в развитии своих знаний, которыми они делятся со студентами. Как мало реального времени получается уделять студентам, как много изменений и ограничений в работе. О преподавателях сегодня в вузах забыли! Их используют как ресурс, подчас как рабов. В такой обстановке и при таком отношении нельзя рассчитывать на качественное высшее образование. И, несмотря на это, есть преподаватели, как в столицах, так и в регионах, которые не благодаря, а вопреки совершают какой-то гражданский подвиг: читают лекции, пишут статьи, пишут учебники, ведут семинары, по ночам проверяют работы студентов, аспирантов, занимаются исследованиями, вырабатывают новые методики, участвуют в конференциях, зажигают своих студентов светом профессии, прививают вкус к образованию, развитию. Мне повезло у таких учиться и видеть таких на наших издательских встречах, мы их встречаем в регионах. Хочется верить, что профессия преподавателя будет почетной не на словах, а на деле. Тогда и преподаватели будут современнее, интереснее вести к знаниям студентов.
- Что будет в 30 лет?
- Будут учебники! Много учебников! Современных, интересных, полезных, по разным дисциплинам, от разных авторов, в разном представлении. Будет все то, что помогает преподавателям учить, студентам учиться, стране развиваться. Все то, что повышает образовательный уровень в России. И это будет делаться прекрасным коллективом соратников с таким звучным именем «Юрайт»!

На этой позитивной, полной жизни и вдохновения волне, наше интервью подошло к концу, и нас в кабинете генерального директора и главного редактора издательства «Юрайт» Надежды Рыбкиной, сменили Ведущие редакторы, началась редакционная коллегия.
Мы уходили под громкое обсуждение идей тех учебников, которым только предстоит долгий путь в издательстве.
издательство "Юрайт"
издательство "Юрайт"