Будущее вузов: сократить, объединить, присоединить?

30 Июля 2012
Вопрос объединения, сокращения и реструктуризации государственных вузов, как было отмечено на пресс-конференции в ИА "Интерфакс Северо-Запад", уже перешел в стадию реализации. Более того, теперь появились четкие временные ориентиры, а также стал ясен механизм предстоящих изменений в высшей школе.
По словам первого заместителя председателя Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга Ирины Ганус, программным стал Указ Президента России Владимира Путина от 7 мая 2012 года ¹ 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». В нем дан срок – до декабря 2014 года завершить реструктуризацию неэффективных государственных вузов.
Через десять дней, 17 мая, вышло постановление правительства РФ по реализации этого указа, где главным действующим лицом в выработке и принятии конкретных мер становится Министерство образования и науки. Обозначена и первая промежуточная дата – 20 августа. К этому сроку на основании специально разработанного единого перечня вопросов будет составлен реестр государственных вузов и разработана методика определения их эффективности. То есть появятся конкретные критерии оценки, а дальше будут намечены дальнейшие шаги по реструктуризации.
Сейчас главная задача – сделать так, чтобы эти критерии были объективными и штамп «неэффективный вуз» не основывался на каких-то малопонятных соображениях.
Как сообщил ректор Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна Алексей Демидов, предполагается, что оценочные показатели разделятся на четыре группы: непосредственно образовательная деятельность вуза, его научная работа, финансово-экономическая составляющая, а также международные связи. «Очевидно, что перечень критериев должен и будет обсуждаться, особенно для творческих и медицинских вузов, ведь там своя специфика, – считает ректор. – К примеру, ясно, что не нужно стремиться выпускать тысячу балерин из Академии русского балета имени А.Я. Вагановой и столь же бессмысленно набирать как можно больше будущих художников в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию им. А.Л. Штиглица – там важны индивидуальный подход и дальнейшая востребованность выпускников».
Параллельно будет создана межведомственная комиссия, которая на основе всей собранной по предложенной методике информации до 23 ноября огласит перечень неэффективных высших учебных заведений. Судьба каждого в течение 2013–2014 годов решится индивидуально. Есть и ориентиры: должно быть сокращено не менее 20% государственных вузов и 30% филиалов.
Впрочем, эти довольно впечатляющие показатели касаются всей России. Если говорить о Москве и Петербурге, то тут потери могут быть меньшими – в этих столичных городах вузы готовят кадры для всей России, и они более мощные, в основном отвечающие возросшим требованиям к высшей школе. Поэтому здесь речь скорее не о закрытии, а об укрупнении высших учебных заведений, которые должны стать лидерами в своих направлениях подготовки кадров и проведении научных исследований.
Сейчас в Петербурге 51 государственный вуз, но несколько лет назад их было больше – как известно, работа по реструктуризации уже началась. Северо-Западный заочный политехнический университет вошел в состав Национального минерально-сырьевого университета «Горный» (бывший Горный институт). Кроме того, Санкт-Петербургский институт машиностроения (ЛМЗ-ВТУЗ) стал частью Политехнического университета, а Университет низкотемпературных и пищевых технологий слился с Национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики (ИТМО).
На повестке дня – обсуждаемое слияние Университета экономики и финансов и ИНЖЭКОНа. Такими же многопрофильными вузовскими комплексами после объединения могут стать Государственная морская академия им. С. О. Макарова и Университет водных коммуникаций. Сроки пока что не называются, но в свете последних требований об этом можно говорить с еще большей, чем прежде, долей вероятности.
В какой-то степени пример удачно проведенной реструктуризации с явными положительными результатами уже есть – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Сейчас в этом вузе обучается порядка 150 тысяч (!) студентов и нет проблем с набором. Ректор Северо-Западного института академии Владимир ШАМАХОВ считает, что увеличившийся в этом году вдвое конкурс – лучший показатель эффективности. Особенно учитывая, что в данном высшем учебном заведении готовят кадры не только для государственных структур, но и для бизнеса.
«Сокращение количества вузов – одно из слагаемых повышения качества их работы, – считает Владимир Шамахов. – Этот процесс – не кампания, а насущная необходимость. Неважно, в какой форме ее осуществлять – присоединение, объединение, слияние. В то же время не стоит забывать, что сам по себе растущий процент россиян с высшим образованием – это безусловный плюс, подтверждением чему служит опыт развитых стран. Сегодня по целому ряду рабочих должностей требуется высшее образование. А в условиях модернизации и внедрения инноваций на производстве таких вакансий будет появляться все больше. Кроме того, крайне важен фактор трудоустройства выпускников: по этому показателю тоже должна оцениваться эффективность работы вуза».
Участники пресс-конференции обратили внимание и на то, что изменяется сама система высшего образования. В частности, появляется такая категория, как «прикладной бакалавриат» – специалистов с таким высшим образованием начинают готовить наиболее продвинутые колледжи. Предполагается, что это будет первый уровень вузовской системы, позволяющий выпускнику начать работать мастером, стать начальником участка. В перспективе при желании он продолжит образование и уже сможет занять более высокую должность. Каждая ступень вузовского образования будет «заточена» под конкретную цель: практики – это бакалавры, исследователи и узкие специалисты – магистры, а ученым и преподавателям нужно пройти через аспирантуру и докторантуру.
Кстати, в столице процесс реструктуризации тоже продолжается: недавно Московский гуманитарный педагогический институт (МГПИ) вошел в состав Московского городского педагогического университета (МГПУ). Предполагается, что укрупненный вуз станет одним из базовых центров педагогического образования в соответствии с национальной инициативой «Наша новая школа». На очереди не менее серьезные решения, и очень важно, чтобы они были всесторонне продуманными и действительно способствовали повышению эффективности высшего образования.
Сергей Иванов
"Вакансия"
работа дизайнером в москве