Мальцев работорговля. Писатель И. Мальцев считает, что советские институты штамповали рабсилу, а не специалистов-инженеров

30 Ноября 2015
Писатель И. Мальцев в одном из своих интервью высказал мнение о том, что советские институты штамповали рабсилу, а не специалистов-инженеров, а нынешний уровень образования не в состоянии создать специалистов нужного уровня.

«В городе, где я заканчивал школу, было всего два вуза — педагогический и морской. Понятное дело, что парни шли в морской, а девушки — в педагогический. Был еще вариант — ехать в Москву и Ленинград.

Мой друг — один из самых умных людей, которых я встречал в жизни, поехал в Москву и теперь до сих пор трудится в своем РЖД. Валера, привет! Я теперь знаю, как проектировать и чинить морские силовые установки, Валера — как управлять вычислительными центрами желдорсети. И он, и я — инженеры.

В какой-то момент понятие «инженер» обесценилось. Это было еще до исторического перестроечного материализма. Это обозначил БГ: «Я инженер на сотню рублей и больше не получу». Кругом все были инженеры. Инженером было оказаться почти так же стыдно, как училкой, но менее, конечно, чем искусствоведом. За это время выяснилось, что инженер инженеру рознь.

Потому что местные институты штамповали рабсилу уровня колледжа: «Да-да, ты инженер, вот тебе надбавка за защиту на английском, давай-ка иди работать завтра же на большой морозильный траулер самой отстойной рыболовецкой конторы, стране нужна мороженая рыба срочно». Московские давали то же самое, но с большим пафосом — за что мы, провинциалы, конечно, обожаем Москву. Результат-то один. Довольно безликая масса, вне зависимости от личных талантов.

Я не очень люблю эти разговоры «а вот в Америке…» и дальше по тексту. Но есть удивительные вещи в иных культурах, в том числе и касаемо инженерной профессии. В Англии всего несколько представителей профессий могут удостоверить личность человека: полицейский, врач и… инженер. Понятно, что это отголосок того бешеного уважения, которым пользовались инженеры в эпоху великой промышленной революции. Но вот в Германии, когда я пишу официальное письмо, я с удовольствием подписываюсь Dipl-Ing и дальше имя.

Хотя обладание советским инженерским дипломом — все-таки не совсем то. Кому тут придет в голову подписываться «Инженер такой-то» в принципе. Поэтому в речи президента и прозвучало, что на сегодняшний день значительная часть будущих инженеров учится «в вузах, которые давно оторвались от реальной производственной базы, от передовых исследований и разработок в своих областях».

Если эта тема возникла в 2014, могу представить, насколько дело ухудшилось со времени нашего инженерства.

Другое дело, что с введением новых технологий профессия инженера сильно углубилась в другие сферы и сегодняшние айтишники — это «инженеры вчера» по степени воздействия на передовые направления развития. Хотя за железом, которое работает на айтишников, всё равно стоят мощные инженерные группы. С традиционным железом — с тем, что традиционно увязывается с профессией инженера (механика, скажем) сложней у всех.

В той же Англии, которая дала миру гениальных инженеров, не осталось университетов, которые давали бы специалистов нужного уровня. Кое-что есть в Германии, но нравится нам или нет — все инженеры по железу теперь учатся в Америке. Туда едут и из Англии, и из Германии. Если бы наши молодые люди, которые хотели продвинуться в инженером мастерстве в международном масштабе, ехали туда, они бы привезли много любопытного и продвинули инженерную науку здесь. Чтобы вырваться из заколдованного круга «инженеров на сотню рублей».

«Сильные вузы в регионах»? Это означает сильный преподавательский состав. Откуда его брать? Эта проблема будет покруче, чем проблема усиления инженерного состава. Как известно, высокий класс преподавательского состава жаждет чуть что устроиться в московский или питерский вуз. Ну, на край — в новосибирский. Или чтобы это был культурный город-миллионник. И чтобы в нем были театры».
Мальцев Олег Владимирович
Мальцев Олег Владимирович
maltcev.ov@gmail.com