Образование ХХI века: интерактивные экскурсии в “Ночь музеев”

12 Мая 2015
Вечером 16 мая тысячи москвичей отправятся в музей: акция “Ночь музеев” набирает всё большую популярность.

Обычно зрители собираются на выставку, потому что ожидают увидеть нечто примечательное, услышать занимательные факты, полюбоваться на новые технические решения. Однако тренд современного музейного дела – превратить посетителя из зрителя в участника действа. Убирают витрины, стёкла и запрещающие таблички, добавляют интерактивные панели: экспонаты во многих музеях можно трогать руками, а сюжет экскурсии - выбирать по желанию посетителя.

Та же тенденция существует в театре. Зритель уже не сидит на месте: он встаёт с театрального кресла, ходит, рассматривает события и декорации с разных ракурсов. Своего апогея тенденция к “освобождению” зрителя достигла в променад-театре. Здесь нет сцены, а действие развивается в разных частях здания; зрители могут выбирать, за каким актёром им следовать и за какими сюжетными ветками наблюдать.

Интерактивное образование в последние годы тоже набирает обороты. Школьники и студенты штудируют учебники и документы не ради оценки, а чтобы хорошо проявить себя в образовательном интерактиве по той или иной теме: от переворота в Чили до создания инновационного производства.

Современный человек потребляет оглушительное количество информации, но она почти не находит эмоционального отклика. Интерактивная форма – неважно, образовательная игра это, экскурсия, спектакль – даёт нашему современнику возможность стать из пресыщённого зрителя вовлечённым участником, и в конечном итоге превращает событие в часть его личной истории.
Специалисты по интерактивным техникам в образовании и культуре объединились в творческую группу “Лестница в небо” и создали масштабный исторический проект “1905”. Следующее событие проекта - интерактивная экскурсия “Люди эпохи 1905” в музее “Пресня” (в 2014 году экскурсию принимал у себя Дом Бурганова).

Участники интерактивной экскурсии превращаются в реально существовавших людей начала ХХ века. Не будем раскрывать сюжет, скажем только, что события русской истории 1905 года коснутся каждого, и каждый станет главным героем своей истории, которая будет разворачиваться и в московских особняках, и на полях Русско-японской войны.

«Интерактивность сегодня – обязательная составляющая современных образовательных проектов, театральных постановок, выставок. – комментирует руководитель проекта «1905» Владимир Молодых. – Когда люди участвуют в спектакле или выставке наравне с актерами или художниками, это позволяет значительно повысить их интерес и уровень вовлеченности. 1905 год — это время Русско-японской войны и первой русской революции, время потрясений и глубокого осмысления судьбы нашей страны, расцвета культуры и науки. Мы хотели бы помочь участникам проекта окунуться в атмосферу этого знакового для России периода».

Центральным мероприятием проекта “1905” станет большая ролевая игра живого действия, на которой будет детально воссоздан Санкт-Петербург 1905 года (29 июля – 2 августа 2015 года, Горки Ленинские).

Творческая группа «Лестница в небо» работает с интерактивными форматами в искусстве и в сфере образования. Участники группы были заняты в самых разных проектах: от променад-театра (спектакль «Норманск» в Центре им. Мейерхольда (http://www.afisha.ru/performance/99037/)) и современного перформанса (арт-группа “Комната 18”) до образовательных игр в летних школах («Лифт в будущее») и программ социализации детей из детских домов (образовательный проект «Полдень»).

“Пресня”, филиал Государственного центрального музея современной истории России, расположен в районе Москвы, известном революционными событиями 1905-1917 годов. Музей был открыт в 1924 году в старинном доме, где в 1917 году находились первый легальный Пресненский райком партии большевиков и Военно-революционный комитет. Гордость музея - одна из крупнейших в Европе диорам - "Пресня. Декабрь 1905 года". Площадь живописного полотна диорамы составляет свыше 200 кв.м.
Ольга Прудковская
Творческая группа "Лестница в небо"
press@1905.rpg.ru
Страница интерактивной экскурсии на сайте проекта «1905»