В "Военмехе" (Санкт-Петербург) обсудили проблемы подготовки специалистов для оборонно-промышленного комплекса

26 Октября 2011
В Балтийском государственном техническом университете «Военмех» им. Д. Ф. Устинова (БГТУ) состоялось заседание круглого стола на тему «Качественная подготовка специалистов – гарантия национальной безопасности страны». В обсуждении приняли участие представители вузов, промышленных предприятий, школьного образования.
Для Санкт-Петербурга, где сосредоточено большое количество предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), профильных КБ и НИИ, эта тема очень актуальна. Кадровые проблемы ОПК известны. Это, прежде всего, возрастной состав оборонщиков. Так, в НИИ и КБ сотрудники пенсионного возраста составляют около половины персонала, а на производстве – свыше трети. Даже в относительно благополучных научных и трудовых коллективах доля молодежи до 30 лет не превышает 30–40%. Иными словами, существует реальная угроза потери профессиональной преемственности поколений, передачи опыта и знаний опытными кадрами.
«Наш вуз давно и успешно занимается вопросами комплексной безопасности, готовит специалистов для этой сферы, – отметил ректор БГТУ Константин Иванов. – «Военмех» всегда ориентировался на подготовку кадров для оборонной промышленности, поэтому и отношение к уровню образования традиционно особое. Требования к выпускникам по-прежнему остаются высокими, но сейчас приходится сталкиваться с целым рядом проблем».
Одна из них на поверхности. Сейчас в оборонной отрасли России занято 400 тысяч человек с высшим образованием. Для нормальной ротации кадров и смены поколений требуется ежегодное пополнение в размере 10%, значит, вузы должны выпускать 40 тысяч инженеров, технологов, конструкторов и др. Реальные же возможности позволяют выйти лишь на 20 тысяч выпускников.
Ситуация усугубляется тем, что все меньше школьников сдают ЕГЭ по физике – профильной дисциплине в большинстве технических вузов. Так, в этом году количество сдававших составило по стране лишь 25%. То есть большинство выпускников изначально не рассматривали получение инженерного образования. Выход многие эксперты видят во включении этого предмета в число обязательных для сдачи ЕГЭ.
Вузы не получили от промышленности профессиональные стандарты и компетенционные модели для подготовки специалистов – это ориентир для качественной работы. Пока эти документы подготовила только Объединенная авиастроительная корпорация.
Прозвучало предложение на качественно новый уровень поднять школьные учебно-производственные комбинаты (УПК). В свое время именно они позволяли выпускникам не только приобщиться к рабочим профессиям, но и активно способствовали популяризации высшего технического образования. К тому же УПК можно приблизить к промышленным предприятиям – они должны работать в одной связке.
По мнению заместителя генерального директора ОАО «Конструкторское бюро специального машиностроения» по работе с персоналом Павла Афанасьева, сегодня для работодателя важно не столько наличие диплома, сколько само желание молодого специалиста трудиться на производстве. Павел Афанасьев приветствовал стремление вузов идти в школы. Но, как он считает, не стоит проводить профориентацию в «модных» элитных учебных заведениях – там совершенно иная мотивация и работа в промышленности мало кого прельщает. Основное внимание – обычным школам, откуда значительная часть выпускников традиционно поступает в технические вузы.
Сергей Иванов

Тел. 232-80-38
резюме на работу