Что такое - песочная терапия - Дора Калф

28 Ноября 2011
Основной набор для сендплэй состоит из невысокого прямоугольного поддона 28,5 дюймов на 19,5 дюймов и 3 дюймов глубиной наполовину заполненный песком. Внутри поддон выстлан металлическим листом или твердым пластиком и выкрашен в голубой цвет.

Сгребая песок на дне в сторону можно представить себе голубое дно водоемом — рекой,

озером, океаном. Металическое или пластиковое дно поддона водонепроницаемо и поэтому можно использовать воду для формирования из песка фигур и форм.

Сотни миниатюрных фигурок и маленьких предметов стоят на полках и могут быть использованны в построении картины на песке.

Фигурки включают:

реалистичные изображения домашних и диких животных

рыбы

птицы

ракушки и поделочные материалы

машины, поезда, корабли и самолеты

мосты

строения, дома

строительные материалы

деревья и цветы

человеческие фигурки (взрослые и дети разных национальностей и рас,

разных профессий и.т.д. : фермеры, рабочие, рыцари, солдаты, африканцы, эскимосы, азиаты и т.д.)

Вкратце коллекция фигурок включает весь спектр символических объектов необходимый для создания мира. Фигурки должны быть хорошего качества чтобы стимулировать в пациенте творческую и эстетическая чувствительность.

Никаких инструкций давать не надо. Пациенту предлагается просто создать в поддоне с песком что он пожелает. Пациент может выбрать создать ландшафт или другую какую-нибудь картину или решить вылепить скульптуру или просто играть с песком.

Используя поддон с песком пациент свободен воплощать свои фантазии, выводить наружу и делать ощутимым трехмерным свой внутренний мир.

Терапевт спокойно наблюдает на небольшом расстоянии, фиксирует реакции, поведение пациента, развитие картины и зарисовывает его набросок , чтобы индентифицировать объекты на картине в дальнейшем. Пациент может говорить а может молчать. Он может быть совершенно спокоен или спонтанно говорить о своей картине, рассказывать ее историю, давать объяснения того, что он делает или раскрывать персональное значение объектов. Часто что-то на картине заставляет пациента проговаривать прошлый опыт или настоящие проблемы. Иногда, после реакции на картину, пациент может решить изменить ее, что он свободен сделать.

Когда это случается, можно увидеть что произошло продвижение в терапии только за счет того , что пациент создал картину и отреагировал на нее.

Просто взаимодействие с песком похоже дает хороший эффект. Глубоко интровертные и особенно напряженные пациенты расслабляются. Гиперактивные или истеричные успокаиваются. Как будто прикасание к осязаемой трехмерной реальности несет успокаивающий эффект сам по себе. Особенно это эффективно спациентами,которые стремятся пере-вербализовать, рационализировать или интеллектуализировать. Конечно, это также эффективно и по отношению к противоположному типу пациентов, которым трудно вербализировать самим.

Те, кто интуитивен, находят преимущество в конкретности процесса, который

помогает им «заземлиться». Терапевт слушает, наблюдает и выражает себя эмпатически и познавательно с как можно меньшей вербализацией. После того как картина завершена, терапевт может попросить рассказать историю о картине. Терапевт может спрашивать релевантные вопросы или давать возможность пациенту комментировать и находить ассоциации, связанные с картиной.

Отталкиваясь от тех комментариев и ассоциаций относительно картины, которые идут от пациента, терапевт отдельно проясняет смысл картины в рамках юнгианской символики и архитипического понимания. Терапевт пока ничего не объясняет, не настаивает на ассоциациях и не противостоит ни в чем пациенту. Интерпретации могут нести ценные суждения или быть выведены. Цель сэндплэй — предложить действительно свободную игру в безопасном окружении, которое не ограничено правилами. Игра в песке предлагает возможность быть и действовать без обязательств. Заставлять находить ассоциации значит побуждать мозговую деятельность, которая нежелательна здесь, разве что только очень спонтанная.

Заставлять находить ассоциации означает вербальное обсуждение и ожидание ответа от терапевта.

Я делаю иногда редкие исключения этой практике. Если пациенту не нравится сэндплей и он скептичен в отношении песочной терапии, я могу прокомментировать предыдущие картины, чтобы убедить его в том, что картины фактически передают его невысказанные чуства плюс другую очень полезную информацию. Есть еще исключения, такие как, например, определенная тема требует немедленного разрешения или пациент обеспокоен и нуждается в подтверждении когнитивного понимания.

Терапевт, конечно, свободен использовать любые идеи, которые он извлек из процесса песочной терапии в вербальном анализе. В действительности, реакция пациента на введение этих идей помогает проверить валидность «прочтения» психологом песочной картины.

Песочная картина никогда не разбирается в присутствии пациента. Когда пациент уходит, его картина остается нетронутой и ментальный отпечаток остается, откуда что-то новое может возникнуть. Совсем нередко пациенты сообщают, что унося с собой изображение песочной картины, они чуствуют себя как бы утешенными. Иногда они меняют изображение в соем внутреннем видении. Иногда они планируют следущую картину, опираясь на последнюю. Разрушить песочную картину в присутствии пациента будет обесцениванием цельного созданного, разрыванием связи между пациентом и его внутренним Я , а также ожесточением отношения с терапевтом.

После ухода пациента песочная картина фотографируется. После серии сессий, когда Эго пациента становится достаточно сильным, чтобы интегрировать материал правильно, или по обоюдному согласию, терапевт предлагает пациенту серию фотографий. Тогда, объяснения, прояснения, интерпретации могут быть даны и даны ответы на заданные вопросы. Обычно даже тогда немного нужно сказать, потому что фотографии сами говорят напрямую пациенту, потому что он сам буквально видит свой процесс становления и развития. В каком-то смысле, процесс песочной терапии может напоминать продленный сон или активное воображение, которое нуждается в самораскрывании. Юнг делал тоже самое, работая с материалами сновидений в «Психологии и Алхимии». Относительно этого подхода, Юнг сказал:

«Интеллект не возражает «анализу» бессознательного как пассивного объекта;

напротив, такая деятельность будет совпадать с нашими рациональными ожиданиями. Но дать бессознательному идти своим путем и воспринимать его как действительность, - это уже превышение способностей обычного западного человека.

Но врач ...который пытается скорректировать загадочную и почти непостижимую работу Всевышнего со своим так называемым научным подходом . . . просто ставит мелкую софистику вместо естественных процессов исцеления »

В сэндплей терапевт использует наблюдения, почерпнутые из песочных картин во время аналитических сессий, также как идеи, собранные аналитически, используются ,чтобы пролить свет на значение картин. Истолкования картин предлагаются пациенту только после завершения сессий, при показе всех фотографий.

Ценность ретроспективного показа фотографий многозначна. Это помогает сделать прикасание к бессознательному более конкретным. Это повторяет и усиливает перемены. Влияние этого на пациента помогает дальнейшим изменениям. Иногда пациенты хотят показать фотографии своим партнерам в отношениях. Партнер тоже может впечатлиться как если бы бессознательное пациента смогло передать ему что-то.

Презентация фотографий предлагает другое измерение терапевтического опыта, в котором пациент мможет увидеть собственными глазами где он был и что он буквально сотворил. На презентации фотографий терапевт может помочь пациенту проложить путь между визуальными изображениями с одной стороны и происходящим в его внутреннем и внешнем мире. Часто пациенты спонтанно находят взаимосвязь между символическим значением картин и самим собой, что усиливает их сознание компетенции. Часто оба и пациент и терапевт находят что-то значимое новое пока они просматривают фото. Иногда пациент видит какие-тосвязи, которые терапевт не заметил.

Просмотр фотографий по своей природе — возможность усилить эго пациента. Ведь это созданное им самим. И конечно это не тот момент для терапевта, чтобы демонстрировать его богатые познания в области архетипов или свою блистательную креативность.

В общем, количество интерпретивной или архитипической информации, предложенной пациенту во время показа фотографий ( как и в интерпретации снов в аналитическом процессе) зависит от готовности эго принять, интереса и способности пациента понять.

Случается, что пациент не очень хочет просматривать фотографии. Как будто создание песочной картины было само по себе постановлением, закрывшим гештальт.

Пациент уже вне этого периода его жизни. Это уже для него прошло и больше не имеет значения.

С другой стороны, презентация фотографий может быть трогающей за душу или радующей. А может иметь инфляционный эффект. Терапевт должен быть чуток к любому проявлению чуств пациента и к тому, что он рассматривает с пациентом картины его души. По причине того, что в процессе построения песочной картины терапевт говорит очень мало,он должен очень деликатно выбирать слова. Терапевт должен осознавать,что необдуманное вмешательство в процесс (кроме нестандартных ситуаций) может помешать важному подсознательному процессу излечения.

Песочный терапевт должен держать под контролем свое немедленное желание найти готовые ответы на неясные вопросы. Из-за того, что терапевт не сразу делится своими впечатлениями от песочной картины и не получает прямых модифицирующих ответов от пациента, он должен ясно понимать, что любые оценки, интерпретации песочной картины являются гипотезой, которую можно изменить или опровергнуть вовсе.

Ясно, что интерпретация, сделанная без прямых ассоциаций или корректирующего и подтверждающего ответа пациента, может обеспечить лишь временную систему взглядов.

Любой символ может нести множество значений. Поэтому желательно чтобы терапевт, выбирая интепретации, обладал широким знанием символики. В любом случае, некая интерпретация некоего символа может быть менее важной, чем сам процесс и взаимоотношения терапевта и пациента.

Конечно, понимание терапевтом пациента и его картин в целом должно идти в одном русле с архитипическими и диагностическими положениями психологии. Терапевт должен тщательно проверять свою любую теорию или интерпретацию в соответствии с реальной жизнью пациента, его взглядами и поведением. Иначе существует опасность, что терапевт уйдет в свой собственный архитипический магический фантазийный тур или интеллектуальный гамбит, оба — не имеющих ничего общего с душой или жизнью пациента... Sandplay – это не игра по правилам. Ее ценность лежит в показательно неинтеллектуальном характере.
Дора Калф
Проект Sandplay
bychovsky@hotmail.com