Независимая оценка качества образования: цели и ожидания

26 Октября 2012
Основными целями применения независимой оценки результатов образования являются получение и анализ достоверной информации о состоянии качества образования и качества российского образования в целом. Так думает большинство опрошенных в ходе проведенного ВЦИОМ в 2012 году исследования общественного мнения по вопросам оценки качества образования. Среди опрошенных – выпускники школ, их родители, учителя, студенты НПО/СПО, студенты и преподаватели вузов, работодатели.
Среди учителей обращает на себя внимание более высокий процент тех, кто видит в независимой оценке цель подведения системы российского образования к отечественным (24%) и мировым (26%) стандартам.
В этой связи становится актуальным совершенствование системы общественно-профессиональной аккредитации программ профессионального образования. Развитие системы обеспечения качества образования путем разработки моделей общественно-профессиональной аккредитации программ на всех уровнях образования отвечает положениям Болонской декларации, одна из целей которой – содействие сотрудничеству по обеспечению качества образования путем создания сопоставимых критериев.
В мировой практике общественно-профессиональная оценка программ профессионального образования строится вокруг оценки качества образования, представляемого данным образовательным учреждением. В этом контексте основное внимание уделяется вопросам качества результатов обучения на уровне образовательных программ, гарантиям качества образования, которые обеспечивает образовательное учреждение на институциональном уровне и на уровне образовательных программ.
Именно качество образования становиться основным критерием оценки: на основе результатов оценки качества образования формируются национальные и глобальные рейтинги образовательных программ, которые имеют популярность в странах-участницах Болонского процесса (преимущественно, в странах Западной Европе (Англия, Германия, Франция), а также в США и ряде развитых стран Азиатско-Тихоокеанского региона (КНР, Сингапур, Южнокорейская республика).
Оценка образовательных программ подразделяется на оценку фактических результатов обучения и оценку гарантий качества образования. Оценка фактических результатов обучения является основным критерием внешней оценки качества программ, ее дополняет оценка гарантий качества образования экспертную, которая характеризует способность образовательных учреждений поддерживать достигнутое качество образования в течение ближайших лет. Эксперты оценивают гарантии качества образования на основании того, в какой мере они способствуют достижению студентами предполагаемых результатов обучения.
Таким образом, объектами общественно-профессиональной оценки образовательных программ являются:
1. Качество образования, включая:
оценку результатов обучения, в т.ч. оценку соответствия ожидаемых и фактических результатов обучения актуальным запросам рынка труда,
оценку востребованности выпускников рынком труда,
валидацию процедур и критериев оценивания учебных достижений студентов;
удовлетворенности студентов качеством образования.
2. Гарантии качества образования, формируемые:
образовательными целями образовательной программы;
структурой и содержанием образовательной программы;
учебно-методическими материалами, используемыми для реализации образовательной программы;
технологиями и методиками образовательной деятельности, применяемыми в рамках реализации образовательной программы;
профессорско-преподавательским составом, задействованным в реализации образовательной программы;
научно-исследовательской деятельностью и реализацией ее результатов в учебном процессе;
образовательными и материально-техническими ресурсами образовательной программы;
организацией и управлением процессом реализации образовательной программы;
участием работодателей в реализации образовательной программы;
участием студентов в определении содержания и организации учебного процесса;
студенческими сервисами;
оценкой качества подготовки абитуриентов.
«Мы обязательно меряем компетенции и те параметры, которые должны приводить к результатам обучения. Мы занимаемся и оценкой контрольно-измерительных материалов, вопросов, экзаменационных билетов, и тем курсовых, дипломных проектов, и работ, по которым учат специалистов. И не все европейские агентства непосредственно взаимодействуют с выпускниками и оценивают, прямым способом оценивают компетенции. Мы это делаем обязательно. Мы считаем, что это крайне важно для объективизации результатов нашей экспертизы. Все-таки увидеть его, действительно, вот кто он, этот выпускник. А не просто посмотреть, вот, действительно, там вопросы правильные или не правильные, тема правильная или неправильная», - комментирует генеральный директор

Агентства по общественному контролю качества образования и развитию карьеры Алексей Владимирович Белокопытов.
Примечательно, что участники социологического исследования ВЦИОМ по вопросам оценки качества образования за 2012 год в числе факторов и деталей, на которые нужно обращать внимание в процессе оценки результатов образования, чаще всего были склонны называть три: 1) конкретные знания учащихся (более 60% в каждой из групп), 2) уровень профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений (более 30%, 3) применимость полученных учащимся знаний на рынке труда (более 30%).
Лавришина Ольга
АГТ-Приволжье