Какие вузы отвечают потребностям современного студента?

1 Марта 2010
Предпочтения студентов при выборе вуза меняются буквально на глазах. Согласно ежегодному исследованию Агентства РейтОР «Выбор вуза и специальности», еще в 2007 году абитуриенты обращали пристальное внимание на общий уровень преподавания и престижность вуза и совсем не интересовались его технологической оснащенностью, возможностью пользоваться компьютером и Интернетом. Но уже в 2009 году этот параметр вошел в первую тройку из 13 пунктов, в то время как в аналогичном исследовании 2007 года занял только 14 место из 17 позиций. Сами специалисты Агентства подчеркивают, что это неудивительно для настоящего времени. Современные студенты хотят работать с новыми технологиями, и вузам придется их осваивать.
Университет, который нацелен на успех, обязан внедрять у себя инновации. Чтобы подготовить людей к жизни в современном обществе, необходима система образования, основанная на информационно-коммуникационных технологиях. Так считают в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) и об этом говорили сотрудники вуза на организационно-управленческом семинаре «Зимняя школа “Управление академическими знаниями”», который состоялся с 25 по 29 января в доме отдыха «Покровское» под Звенигородом. Около 180 человек, сотрудники головной организации, директора и представители филиалов МЭСИ, обсуждали проблемы развития e-learning, в частности внедрения центров информационных дисциплин (ИЦД) в Университете.
Подобные школы-семинары уже стали традиционными для МЭСИ и проводятся для совершенствования знаний и навыков руководящих работников вуза. В ходе работы формируются предложения по актуализации политики МЭСИ, значительно сближаются позиции членов ректората, руководителей структурных подразделений по основным направлениям деятельности вуза. Для реализации новых проектов и предложений по улучшению работы формируются рабочие группы. В их работе участвуют ведущие специалисты по различным направлениям проектной деятельности, используются инновационные методики.
Зимняя школа-2010 позволила подвести итоги прошедшего года, который стал, по мнению научного руководителя МЭСИ Владимира Павловича Тихомирова, эпохальным для понимания роли образования в информационном обществе. В 2009 году этот вопрос бурно обсуждался на конференциях в Южной Корее, Южной Азии, Сингапуре, Малайзии, Дубаи, Катаре. Пришло осознание того, что информационные технологии кардинально изменили весь мир, систему образования, конкретную деятельность педагогов. Сегодня их главная задача – научиться непрерывно приобретать новые знания, переносить их из Интернета в студенческие аудитории, общаться со студентами и коллегами через online-технологии, работать с зарубежным контентом и результатами исследований. Этому способствуют информационные центры дисциплин (ИЦД) – электронные динамичные базы данных, которые содержат Wiki библиотеку, блоги, ссылки на ресурсы Интернет, форумы, каналы RSS, опросы. В разработке ИЦД участвуют не только преподаватели головной организации МЭСИ в Москве, но и сотрудники всех филиалов и представительств Университета, расположенных в России и странах ближнего зарубежья. Таким образом знания формируются на всей территории работы МЭСИ и доставляются туда, где ведется учебный процесс.
«80% успеха обучения – это знания, которые студент получает еще до лекции преподавателя и которые расположены на информационных ресурсах и доступны студентам, - отметил в ходе работы Зимней школы Владимир Павлович. – Сегодня студентов, удовлетворенных качеством обучения, немного, особенно на старших курсах, - не более 10-20%. Что же отвечает потребностям современного студента? Работа преподавателя, который ищет, обобщает и генерирует новые знания, направляет студента на их изучение, обучает его с использованием современных технологий».
Потребность в электронном способе получения информации, в мобильности подтвердили студенты МЭСИ, присутствовавшие на Зимней школе. «Мы хотим учиться тому, что нужно, в удобное время и в удобном месте», - говорили они. Доступный актуальный учебный материал, новые компетенции профессорско-преподавательского состава – вот что нужно для решения этой задачи и что определяет качество образования сегодня. «Условия демографического и экономического кризиса, руководство страны, глобальная экономика поставили совершенно новые задачи перед системой образования. И только те вузы, которые достойно встретят эти задачи, смогут предоставлять качественные образовательные услуги и готовить конкурентоспособных выпускников, которые смогут работать в информационном обществе», - отметила ректор МЭСИ Наталья Владимировна Тихомирова.
В ходе работы Зимней школы участники обсудили основные вопросы развития e-learning в МЭСИ, научились на практике работать с ИЦД, разработали ряд документов, получили рекомендации студентов МЭСИ по совершенствованию e-learning в Университете. Вся эта работа проделана с единственной целью - отвечать запросам нового, сетевого поколения. В 2009 году в вузы пришли абитуриенты, родившиеся в 1992-ом, в год появления всемирной паутины World Wide Web - WWW. Это поколение, с рождения сталкивающееся с компьютерами и Интернетом. Учить их надо по-другому, и вузы, которые не осознают этого, рискуют остаться невостребованными. Это хорошо поняли не только в головном вузе МЭСИ, но и в многочисленных филиалах Университета, расположенных по всей России и в странах ближнего зарубежья. Здесь, воспользовавшись наработками Зимней школы, уже провели повышение квалификации сотрудников.
Пресс-центр МЭСИ
МЭСИ
(495) 442-60-77,
ETsarkova@mesi.ru