Модернизация по-пермски.

16 Октября 2009
В конце прошлого года в городе Перми произошло ужасное событие. В городе есть парк Мендовского, небольшой, уютный и красивый. Там гуляют мамы с детьми, пенсионеры с собаками, дети катаются с горок и на добродушной лошадке. И вот в одну из ночей там было сразу убито три человека. Причем с особой жестокостью и без ограбления, потому что брать у них было нечего. Просто убили, и всё. Кто же это мог сделать? Воры "в законе"?, карманники, домушники?, каталы? Очевидно, что им это ни к чему. И поэтому возникает догадка, что могли сделать это только подростки, озверевшие от бездушного отношения к себе и не знающие, куда себя деть.

К этой теме мы ещё вернемся, а пока попытаемся понять, как это миллионная Пермь, некогда занимавшая лидирующее положение в российском образовании, дошла до такой жизни, что люди боятся выходить вечером на улицу, не желая быть ограбленным или убитым бандами малолетних преступников.

А начиналось все прекрасно. 15 лет назад, когда "отпустили вожжи", вся загнанная ранее внутрь творческая энергия учителей выплеснулась наружу. Возникло движение "Эврика". В городском Доме учителя ежемесячно проходили встречи, конференции, семинары. В школах города, и не только в городе, ежемесячно проводились конкурсные уроки, на которых демонстрировались педагогические находки. Открытие одного учителя сразу становилось знакомым другим учителям. Как грибы, в школах города стали возникать экспериментальные площадки и творческие лаборатории. Конечно, не обошлось и без "липы", но, в основном, многие творческие объединения делали нужную, полезную и результативную работу. Учителя очень хотели работать по-новому, искать, творить, выдумывать, пробовать. Самое замечательное в этом движении было то, что все эксперименты были основаны на достижениях современной гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества. Кроме этого, проблемы образования постоянно присутствовали и на телевидении, и на страницах газет.

Но прошло время, и кто-то сверху сказал: "Низзя!! Это что ещё за самодеятельность?" И всё закончилось. Идеи снизу стали никому не нужны, и пришло время идей сверху. Началась модернизация образования. Сначала были закрыты ВСЕ городские экспериментальные площадки и творческие лаборатории, чем бы они ни занимались и какие бы ни были у них результаты. Исчез городской экспертный совет. Городской Дом учителя опустел. Телевидение и пресса о проблемах образования забыли.

Итак, пришло время ЕГЭ, реформирования дополнительного образования, реструктуризации сельских школ, профильного и предпрофильного обучения, всеобщей компьютеризации школ, переход на подушевое финансирование. На горизонте появилась идея перехода на всеобщее одиннадцатилетнее образование.

Что отличает пермских чиновников от образования от других, так это неудержимое стремление быть впереди всех, как можно скорее отрапортовать о готовности следовать всему, что только скажут сверху, совсем не думая о последствиях. И, как только в Москве очередной министр только заикнется о чем-либо, в Перми сразу следует: "Одобрямс!" И по всем направлениям кипит работа. К этой работе мы ещё вернемся, а пока поговорим об общем развитии модернизации образования.

Во-первых, какое бы направление модернизации образования мы бы не взяли, не было, нет и, вероятно, не будет никакого исследования влияния этого самого направления модернизации на здоровье учеников. Возьмём ЕГЭ. В него не "кинул камень" только ленивый. И никто не знает, как влияет этот ЕГЭ на здоровье школьников. Сколько трагедий происходит в Пермском крае (да и в России) из-за него? Сколько учеников увезли в больницы? Сколько детей покончили с собой? Да даже если один, то этот ЕГЭ надо срочно запретить. Нет ответов на эти вопросы.

Во-вторых, никто не спросил ни учеников, ни их родителей, ни учителей: "Ребята, а вам это нужно?" Одержимые реформаторским зудом министерские чиновники демонстрируют потрясающую способность выдавать всё новые и новые направления реформы образования. Их сразу же претворяют в жизнь чиновники пермские. Ни обсуждения, ни разъяснения - просто приказ: Срочно сделать это и то!". Всякое возмущение или просто непонимание происходящего преследуется самым жестоким образом. Когда несколько лет назад несколько учителей попытались возродить нечто похожее на бывшую "Эврику" хотя бы для того, чтобы была возможность высказать свое мнение по тому или иному вопросу, то последовали такие меры, что больше никто и не пикнул.

Это на Западе давно бы вся эта модернизация вызвала бы массовые протесты, а у нас все молчат. Молчат учителя, молчат ученики, молчат родители. И поэтому с ними всеми можно делать всё, что угодно.

Многие учителя надеялись, что со сменой мэра города г-на Каменева что-либо изменится. Но вот мэр сам ушел под тяжестью возбужденных против него уголовных дел. (Вернее, в лучших традициях застойных времен он стал вице-губернатором.) Пришел и.о. мэра г-н Шубин, который первым делом одобрил Программу развития образования Перми до 2010 года. Эта программа на наши деньги была разработана пришлыми "варягами". Сколько им заплатили, никто не знает. Эта программа не обсуждалась нигде, в школах о ней ничего не знают, а выполнять ее школам придется. По мнениям специалистов, программа не выдерживает никакой критики, что естественно. Что может знать москвич о всех проблемах пермского образования? Его наняли, он написал, наверное, поделился с кем надо, а дальше хоть трава не расти.

И тут пришла в голову городскому Комитету по образованию и науке гениальная мысль: "А приобщим-ка мы "темных" педагогов к европейской цивилизации". И все работники образования города получили приказ написать заявление о том, что они "горят желанием" получать заработную плату через банкоматы. То, что это является нарушением Закона, никого не заинтересовало - ни прокуратуру, ни уполномоченного по правам человека. И в самом деле, ведь работники образования сами писали заявления, никто их руку не водил. А то, что все учителя, воспитатели и прочие работники подвергались такому давлению, что не написать заявление было просто невозможно, это вопрос другой. А для самых "буйных" нашли простую меру - не выдали зарплату перед Новым годом. И все притихли, помня пословицу об обухе и плети.

Интересно то, что все были "прикреплены" к одному банку, а именно к одному "Кама-банку", который за все производимые с деньгами операции не берёт с учителей ни копейки. Видел ли кто-нибудь таких "бескорыстных" банкиров? В чём действительно состоит дело, и кто наживается на учительских копейках, догадаться нетрудно. Так что в Пермском крае возрождается "крепостное право" для учителей, хотя впоследствии учителя получили свой Юрьев день, а именно, возможность получать деньги в других банках.
Поняв, что можно делать что угодно, чиновники принялись за работу. Один из первых ударов пришелся на сельские образовательные учреждения. Было подвергнуто реструктуризации (так написано в одном из документов Департамента образования) десятки сельских школ. И опять с нарушением всех законов. Ни в одном населенном пункте жители не горели желанием лишится школы. Их мнения никто не спросил. Судьба учителей, работавших в закрытых школах, никого не интересовала. Заработала программа "Школьный автобус". Но Урал - это не Европа, и дороги у нас не те, и морозы не те. И, проезжая рано утром по северу Пермского края, приравненного к районам Крайнего Севера, мы видим в кромешной тьме при 20 градусах мороза детей, стоящих на остановках у разбитой дороги. А до этой остановки надо ещё идти от дома километров пять. Как объяснить этим детям, что всё это делается "для их блага"? Печальный опыт закрытия "неперспективных деревень" наших руководителей образования ничему не научил. Как же надо презирать свой народ, чтобы не понимать, что закрытие школы в деревне - это её гибель. Или для этого всё и делается?

Широко разрекламированная идея оборудовать сельские школы спутниковыми антеннами с треском провалилась. Нет, "тарелки" повесили оперативно - деньги надо тратить. А то, что в одних школа сигнала нет, а там, где сигнал есть, "тарелки" работают только в режиме "приём", это никого не интересует. В большинстве же школ спутниковые антенны служат хорошими мишенями ребятишкам при игре в снежки. Никакого исследования о результатах этой "компьютеризации" не проводилось. А зачем, "тарелки" повесили, деньги истратили и отрапортовали. Ура!

А тут появилась новая напасть - реформирование системы дополнительного образования. На каждого ученика завели сертификат и, если ученик посещает кружок или секцию, то по этому сертификату этот кружок или секция получает финансирование. Это сразу же привело к тому, что в городе наполовину сократилось число кружков, секций, студий и прочих учреждений, где прежде дети занимались в свободное от уроков время. Педагоги этих учреждений, само собой пошли на биржу труда. Дети есть дети. Их интересы меняются, и им стало перейти из кружка по фото в кружок по танцам очень сложно, ведь теперь надо менять финансирование. Зато какой простор для бюрократов! Сколько бумаг надо оформить и переоформить! Далее, если раньше ученик мог посещать несколько кружков или секций бесплатно, то теперь он может посещать бесплатно только один. А всё остальное за деньги. А каково детям из асоциальных семей, для которых занятия в этих кружках и секциях были единственным способом избежать влияния улицы? Какие деньги у таких родителей? Вот первая причина того, что было описано в самом начале.

А тут ещё подушевое финансирование. Всё вроде просто. На каждого ученика выделяется определенная сумма. На деле же получилось так, что система образования города Перми оказалась полностью разрушенной. В общеобразовательных школах были закрыты все классы, которые назывались классами коррекции, классами педагогической поддержки, классы для детей с ЗПР и прочие классы, где количество учеников было 10 - 15, а не 25. Куда делись ученики этих классов? А их в обычные классы перевели. Потом резко сократилось число гимназических и лицейских классов, а также классов с углубленным изучением отдельных предметов. А ученики? А их тоже в обычные классы. Каково стало работать учителю в классе, где 25 учеников, из которых одни требуют индивидуального подхода, другие требуют особого внимания, а третьи вообще могут учиться только при наличии особого подхода. Что в результате? Учитель вынужден работать не с каждым учеником, а с классов в целом. И происходит деградация всех. Сильных учеников - потому что учитель не в состоянии дать им действительно трудные задания, слабых - потому что для работы с ними времени у учителя нет. Да и 25 учеников в классе - это не предел. В городе есть классы с 35 учениками. Хотели бы ли вы работать в таком Подушевое финансирование привело к тому, что помимо огромных классов, в школах стали сокращать должности психологов, социальных педагогов, дефектологов и прочих специалистов, которые как могли, обеспечивали хоть какой-либо индивидуальный подход. А отсутствие индивидуального подхода и массовая деградация учеников во время учебного процесса может привести только к одному результату - к потере интереса к учебе, от которой прямой путь на улицу к наркотикам.

По уровню преступности Прикамье занимает третье место в России, пропустив вперед себя только Москву и Свердловскую область. А в пересчете на душу населения наш край перегнал и столицу РФ и соседнюю область. (Данные начальника ГУВД Ю.Горлова)

В Индустриальном районе города Перми была школа 106. Расположенную в экологически неблагополучном районе, её много раз закрывали и открывали. Но тут пошел вал детской преступности и сделали эту школу школой для детей с девиантным поведением, то есть для тех детей, которые в обычной школе учиться уже не могли. Существует Положение о школе такого типа, где сказано, что это очень дорогая школа, так как там и психолог на каждый класс, и питание хорошее, и классы с малой наполняемостью. Собрали в эту школу около ста девиантных подростков, обследование показало, что все они больны. Собрали хороший педагогический коллектив. И за короткое время работы этой школы детская преступность в районе сократилась на 30%. Многие дети стали ходить в эту школу только потому, что там впервые в их жизни к ним стали относится по человечески. А многие ходили, чтобы пообедать, потому что дома они никому не нужны. Но такая дорогая школа в систему подушевого финансирования ну никак не вписывалась, поэтому школу закрыли. Причем опять с нарушением всех законов и необходимых процедур. Просто закрыли и всё, тем более что здание школы требовало капитального ремонта. Учеников опять отправили в школы, де они прежде обитали. Можно представить "радость" директоров таких школ. Самое интересное то, что некоторые бывшие ученики школы 106 на новом месте перешли в следующий класс, побывавши в новой-старой школе всего 2 - 3 раза в год. А что, учителей тоже можно понять, зачем им лишняя головная боль. Судьбу бывших учеников этой школы никто не знает, но о ней нетрудно догадаться - это прямой путь на улицу. Так бухгалтерский подход к обучению и воспитанию сломал жизни около ста подростков. Это в городе Перми никого из руководителей не интересует. Интересно бы узнать, сколько городской комитет сэкономил на капитальном ремонте школы, поделить эту сумму на 100 бывших учеников, и получить цену загубленной детской души.

Независимые эксперты от образования (опубликовано в газете "Первое сентября") просчитали и определили, для наших условий (не для территорий крайнего Севера, там больше) норматив, достаточный для развития учащегося должен составлять в зависимости от типа школы: 24800 руб/год - обычные школы; 58000 - лицеи и гимназии; 85000 - детские сады и интернаты. Это далеко не тот норматив, который в Перми (4500-5600-7800). И это в Перми - одном из самых богатых регионов страны. В Москве: школы - 26 000, гимназии - 50 000 на одного ученика.

В прессе много восторженно писали об объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Учителя столицы Коми округа, города Кудымкара, ощутили "пользу" от этого объединения ровно через месяц. Им объявлено, что с нового учебного закрывается школа 6, аналог школы 106 Перми, и закрываются классы в школе-интернате для детей-сирот. Их ученики также пойдут в близлежащие школы. В Перми этот процесс уже давно идет. Как будут чувствовать воспитанники-сироты в новых школах, никто изучать не думает. А зачем, главное, экономия-то какая.
Практически приказали долго жить группы продленного дня в школах. В них надо иметь 25 детей и подавать такую отчетность, что на работу с детьми времени не остается.

Полностью ликвидирована методическая работа в городе. Всё, что не приносит прибыль, уничтожается упорно и планомерно. На грани закрытия уникальное государственное (!!!) учреждение дополнительного образования "Духовно-исторический центр молодежи "России верные сыны", созданный народным художником СССР Евгением Широковым. И закроют, потому что какой "навар" с этих сынов. Рынок, господа.

Вывод: реформа образования по рецептам начальника Департамента образования Пермского края г-на Зимина А.Л. и начальника Городского комитета по образованию г-на Карпушина Н.Я.- прямой путь не только к развалу образования в Пермском крае, но и к резкому росту детской преступности, к детской наркомании и токсикомании, о чем и был разговор в начале статьи.

Само собой, все эти "реформы" не могли не вызвать негодования учителей. Причем возмутились отнюдь не молодые специалисты, а заслуженные учителя. И тогда последовал последний удар. Было объявлено, что как "крестьяне у нас ленивые", так и "учителя тупые", так как не понимают ничего. И было приказано всех пенсионеров из школ уволить. За прошлый год из школ Перми уволились или были уволены 40 директоров из 150. Логика в изгнании пенсионеров есть. Ведь пенсионеры - это высокооплачиваемые специалисты (если термин "высокооплачиваемый" применим к учителям), и, наверное, уже подсчитано, сколько на этом можно сэкономить.

Вспоминаются слова оклеветанного и замученного белогвардейского офицера в старом фильме: "Вы уничтожаете самых верных и самых преданных. С кем же вы останетесь?"

Но вот в прессе в конце прошлого года появилось сообщение о том, что бюджет образования города не выполнен на многие миллионы, то есть уже имеющиеся деньги не были израсходованы.

И бюджет Перми трещит по швам. Депутаты городской Думы заявили, что, возможно, по итогам года на счетах горадминистрации останется около миллиарда неосвоенных бюджетных средств. И это несмотря на то, что почти все школы, детские сады и другие бюджетные учреждения остро нуждаются в элементарных вещах, просто необходимых для текущей работы.

И началось. В конце прошлого года деньги стали тратить направо и налево. Так в один Детский дом, где находятся воспитанники 12 - 16 лет привезли целую машину мебели для детского сада. А в другом образовательном учреждении, которое разваливается, вдруг ни с того, ни с сего поменяли все окна на стеклопакеты. Ремонт - это долго, а окна - быстро. И денежки истрачены. То ли смешно, то ли грустно. Наверное, целая толпа агентов Бен Ладана не смогла бы принести больше вреда образованию Пермского края, как наши чиновники, причем за наши же деньги.

Таким образом, образование Пермского края оказалось отброшенным на 30 - 40 лет назад в самые мрачные времена "процентомании" и лжи. И никто не может понять - зачем всё это делается, в чем тут смысл. Может ли кто-нибудь внятно объяснить такой факт? Сначала в Перми было ОБЛОНО (Областной отдел народного образования), потом стало ГУНО (Главное управление народного образования), потом стало ГУО (Главное управление образования), потом стал Департамент по образованию и науке. Уже нам сказано, что скоро у нас будет Министерство образования Пермского края. Чиновников стало больше в разы, учителя всей этой кутерьмы даже не заметили, вернее, заметили, потому что каждый новый чиновник требует бумаг, и бумаг стало больше. Вот истинный смысл модернизации образования по-пермски. Бурная деятельность, и никаких положительных результатов.