В Новосибирске завершился детский научный инновационный форум

16 Апреля 2009
В начале апреля, а именно в четверг 2, 8 и 9 апреля 2009 года Городской центр проектного творчества совместно со Второй Новосибирской Гимназией и Авторской школой «НООГЕН» организовал научно-практическую конференцию (форум) «Математика будущего», в которой приняли участие одновременно школьники, студенты, ученые и эксперты. Причем школьники были ее главной движущей силой. Они решали задачи, которые до сих пор либо не имеют ответа в мировой науке, либо никогда даже не ставились. Так, например, дети (которые представляли в основном Вторую Новосибирскую Гимназию и Гимназию №12) разрабатывали теорию открытий и пробовали на ее основе предсказать открытия, которые будут совершены в ближайшие 30 лет.

Наука во время рыбалки в «пруду открытий»
Были предложены самые разнообразные модели и подходы. В одной из теорий рассматривалась модель параболического «пруда открытии»: вероятностный закон поиска открытий в этом пруду очень напоминает вероятностное распределение, возникающее при обычной рыбалке, и описывается, по мнению группы, одновременно формулами теории вероятности и параболической функции. Характерно, что авторы разработки учатся во 2-5-м классах. Некоторые предложенные модели позволяют корректно описать то, что ранее считалось лишь удивительными совпадениями, как в науке, так и в человеческой истории. Даже классическая спиралевидная теория развития в детском изложении приобрела радикально новый вид и в таком изложении очень впечатлила серьезных ученых, выступавших на конференции. «Удивительно, - сказал кандидат геолого-минералогических наук Константин Кобзарь, обращаясь к докладчикам, - насколько интересные идеи предлагаете вы, дорогие коллеги. Да, да, именно коллеги, позвольте мне вас так называть».

Рождение новой науки «Математика знаний»
На конференции рассматривалась и другая задача: Разработать математику знаний. Фактически от детей требовалось заложить основания новой науки. Была сделана попытка с помощью точной науки описать или хотя бы учесть субъективные факторы, свойственные знанию. У одной группы даже получилось уравнение, сплошь состоящее из «субъективных переменных» и коэффициентов. Чрезвычайно интересны были попытки определить «единицу» знания и модель запоминания в виде сита. И конференция показала, что дети способны не только фантазировать, но и мыслить вполне научно.

Сам себе ученый, исследователь, научный руководитель
Одним из условий конференции было то, что дети самостоятельно, без привычной формы научного руководства проводили свои исследования. Таким образом, они находились в свободном полете мысли. Однако за каждой проектной группой юных исследователей был прикреплен координатор, который был призван облегчить коммуникации детей и выполнять функцию первого эксперта, указывающего на проблемы решения.

Дети и взрослая наука
Было ли это лишь игрой в науку? «Конечно, нет, - считает кандидат биологических наук и автор технологии «НооГен» Геннадий Асиньяров. - Детским работам были свойственны все необходимые признаки научности. Дети исследовали уже существующий научный и фактический материал, анализировали его и выдвигали собственные, порой, революционные гипотезы, которые защищали в научной дискуссии перед лицом маститых экспертов. Чем же это отличалось от науки? Разве что тем, что форма представления научных разработок выглядела неклассически научной».

Устаревшее или инновационное?
В самом деле, вместо компьютерных презентаций и пухлых распечаток в скоросшивателях дети «опирались» на рисованные от руки плакаты. Организаторы считают это одним из главных достоинств конференции. «Очень важно, чтобы дети оставались детьми, - считает руководитель Городского центра проектного творчества Надежда Андреева. – Не слишком трудно научить ребенка пользоваться компьютером, гораздо труднее его от компьютера оторвать. Наука движется не компьютерами, наука движется умами. Заставьте десятилетнего ребенка пользоваться всеми модными техническими средствами, и в его работах останется лишь форма и из нее уйдет мысль: ребенку станет просто не до размышлений».

Кто в ответе?
Еще в августе прошлого года мэр Новосибирска Владимир Городецкий отметил необходимость развития и взращивания интеллектуального ресурса города со школьной скамьи и создал специализированный центр: Городской центр проектного творчества. Этот центр, в свою очередь, предложил несколько новых форматов по подготовке инновационных кадров, одним из которых являлась и прошедшая конференция. Она проходила 3 дня: 2, 8 и 9 апреля, ее задачей было раскрыть интеллектуальный ресурс сегодняшнего школьника и показать его научное чутье в разработке научных проблем.

Взгляд изнутри
Галина Сухова, ученица 10 «А» средней образовательной школы №187: «Я как лауреат 28-й городской научно-практической конференции в секции «Химия и экология человека» и как участница конференции «Математика будущего» обнаружила серьезные отличия между этими двумя мероприятиями, которые заключаются в том, что на обычных конференциях детей заставляют учить то, что было уже ранее открыто и создано, идти «по чужим стопам», повторяя путь других людей. Своего ты ничего не вносишь. Для науки разницы нет. А конференция «Математика будущего»… В ней дают возможность ребенку высказать свои идеи, свое видение на глобальные проблемы и открытые вопросы. Здесь нам дают возможность высказать свою логику».
Софья Шулепова, Сергей Анциферов
Городской центр проектного творчества
г. Новосибирск, ул.1905 года, 12, тел. 220-43-55,
noogen77@mail.ru
ГЦПТ