Динамическая обработка

13 Января 2009
В настоящее время существует огромное количество различных приборов для динамической обработки звуковых сигналов - это компрессоры, пороговые ограничители (гейты), экспандеры, левеллеры, лимитеры и т.д. В таком многообразии нетрудно и запутаться...
Какой прибор необходим в конкретной ситуации? Чем отличаются приборы, имеющие схожее действие, например, гейт и экспандер? А компрессор и левеллер? И таких вопросов - множество. Включая и наиболее часто встречающийся - для чего вообще нужна "динамическая обработка"?
Устройства динамической обработки сигналов применяются в двух случаях: либо в художественных целях (это тема особого разговора), либо для получения более качественного звучания. Но что значит - более качественного?
Разве "живое" звучание - недостаточно хорошо? В концертном зале - да, конечно. Но в тех случаях, когда сигнал необходимо записывать, или передавать по линиям связи, мы сталкиваемся с тем объективным фактором, что динамический диапазон любого тракта, к сожалению, ограничен.
Указываемые для наиболее распространенного сейчас носителя - компакт-диска - параметры, например, динамический диапазон в 96 дБ, не совсем верны. Если рассматривать их как отношение самого громкого сигнала к уровню шумов в паузе - цифры, безусловно, правильны. Однако это справедливо только для сигналов максимальной амплитуды. Реальные же звуковые сигналы имеют довольно большой пик-фактор, так что от 96 дБ необходимо отнять примерно 15-20 дБ. Осталось менее 80 дБ. Кроме того, необходимо учесть, что в цифровых трактах качество сигналов сильно ухудшается при уменьшении его амплитуды. Сигнал с уровнем -60 дБ передается фактически всего лишь шестью разрядами цифрового кода. При этом говорить о сколько-нибудь приличном звучании, естественно, уже не приходится. Таким образом, динамический диапазон компакт-диска реально составляет величину существенно меньшую, чем 96 дБ.
Динамический же диапазон реальных сигналов может быть гораздо больше, например, для симфонического оркестра он может составлять до 120 дБ! И как его передать в ограниченном диапазоне тракта?
Вторая большая группа проблем - это мешающие сигналы. Шумы в паузе, пролезающие в микрофоны посторонние сигналы, фоны и шипения от гитарных приставок и т.п. Во всех этих случаях возникает необходимость в автоматическом управлении уровнями сигналов, то есть в применении устройств динамической обработки сигналов.
Все устройства динамической обработки можно разделить на два больших класса: по характеру взаимосвязи их коэффициента усиления и уровня входного сигнала.
Если при увеличении уровня входного сигнала коэффициент передачи устройства уменьшается - то это компрессор и/или его разновидности, такие, как лимитер, левеллер, "дакер", и др.
Если же при увеличении входного сигнала коэффициент передачи устройства также увеличивается - то это экспандер или гейт.
Все устройства динамической обработки сигналов относятся к одному из двух этих классов. Существует, конечно, большое число приборов, носящих различного рода громкие "фирменные" названия, не несущие никакой явной смысловой нагрузки, либо, в лучшем случае, представляющие собой сложносоставные названия, из частей названий приборов. Например, "компеллор" - это "КОМПрессор + левЕЛЛЕР".