Мир, в котором есть место роботам

16 Марта 2016
Накануне V Открытых соревнований по робототехнике мы говорим о перспективах направления «Роботехника» в образовании с нашим экспертом Александром Минкиным

27 марта в Елабуге соберутся юные конструкторы (а также их педагоги и родители) Татарстана и близлежащих регионов. Они примут участие в V Открытых соревнованиях по робототехнике, ежегодно организуемых на базе нашего института. Накануне этого события мы говорим с одним из организаторов конкурса кандидатом наук, доцентом кафедры информатики и дискретной математики Елабужского института КФУ Александром Минкиным.

- Александр Владимирович, в апреле 2015 года на базе инженерно-технологического факультета института был открыт Центр образовательной робототехники. Прошел почти год. Уже можно подвести определенные итоги?

- Да, конечно. За это время ребята освоили новый для них конструктор на базе набора Lego (EV3), познакомились с платой Arduino, конструктором Tetrix. Это оборудование было закуплено специально для центра, и до его открытия ребята даже мечтать не могли, что будут работать с такими наборами. Оборудование центра позволяет им воплотить в жизнь свои смелые, оригинальные идеи (электронный замок для велосипеда, управляемая веб-камера и др.), готовиться к робототехническим олимпиадам. На базе центра занимаются елабужские школьники, желающие познакомиться с миром робототехники, причем таковых становится все больше. И очень приятно, что центр способен их принять.

Другие направления работы центра и ряда факультетов института - внедрение курса основ робототехники в учебные планы таких областей подготовки, как «Педагогическое образование», «Прикладная математика» (то есть будущие учителя будут подготовлены к работе с учащимися), курсы повышения квалификации учителей, организация и проведение соревнований для школьников Татарстана и других регионов Поволжья.

- Да, совсем скоро, 27 марта, состоятся V Открытые соревнования по робототехнике, организуемые на базе института. С первых соревнований в марте 2014 года, когда собралось 70 школьников от 8 до 17 лет до четвертых, собравших около 300 учащихся из Татарстана и Удмуртии, уже накоплен определенный опыт их проведения. Какие положительные моменты можно отметить? Есть ли вопросы, требующие решения?

- Состязательные мероприятия по робототехнике проходят на разных уровнях – республиканском, всероссийском, международном. Но туда, естественно, попадает ограниченный круг детей. Поэтому регулярное проведение открытых соревнований на базе нашего института – возможность для ребят и их педагогов показать свою работу, оценить результаты, свои возможности. Самые упорные и заинтересованные, талантливые смогут пойти дальше, накопив опыт и знания, идеи благодаря и нашим встречам в Елабуге.

В ближайшей перспективе приоритетной задачей для участников состязаний должна стать возможность проявить себя в решении сложных олимпиадных задач по робототехнике, подготовка к выполнению заданий-сюрпризов от организаторов, позволяющих выявлять наиболее талантливых ребят.

- Как сегодня развивается сфера образовательной робототехники в республике, за её пределами?

- Это одно из самых актуальных направлений в области образования в мире. В России робототехника введена в предмет «Технология» с сентября 2015 года. В республике в 2012 году была произведена первая поставка комплектов по робототехнике (комплект NXT) в центры технического творчества, а в последующие годы оборудование стало поступать в школы. В каждой школе Елабуги и в некоторых сельских есть 2-3 комплекта по робототехнике. Некоторые школы, как, например, 10-я, выиграли грант и получили свои комплекты оборудования по робототехнике (10 шт.). То есть и таким образом можно решить дефицит оборудования. Но основная проблема, имеющаяся сегодня в этой области, - подготовка кадров. Требуются педагоги, которые могли бы освоить данное направление и учить детей. Частично этот вопрос закрывает Университет Иннополис, регулярно организуя курсы повышения квалификации для учителей. Центр детского технического творчества Управления образования Елабужского муниципального района проводит мастер-классы для учителей, семинары, тренинги и т.д.

- Как организуются занятия для школьников в центре? С какого возраста принимаете их?

- Занятия бесплатные, проходят строго по расписанию, в вечернее время. Ребята занимаются подготовкой к соревнованиям, творят из пластика уникальные модели роботов. Кто-то, кто помладше, собирает роботов по инструкции. Набор в группу идет с 12 лет. Как я уже говорил, робототехника введена в школьный предмет «Технология» с 5 по 9 класс. Но, думаю, что для массового занятия робототехникой следует обучать учащихся с 9 по 11 класс. В этом случае учащиеся лучше подготовлены, т.к. хорошо знают физику, информатику, математику и общий уровень их самосознания выше. Впрочем, это мое мнение. Существуют образовательные программы для детей и 5-летнего возраста. Однако самый волнующий вопрос здесь - отсутствие учебника. Рабочие программы, по которым занимаются педагоги, являются авторскими, а результаты, которые показывают ученики, - уникальными.

- По оценкам специалистов, учащиеся старшей школы, занимающиеся робототехникой, выбирают, как правило, инженерные специальности для обучения в вузе. А как складывается судьба ваших учеников?

- Такие примеры есть: Евгений Транцев учится в лицее Университета Иннополиса, Антон Дубровко - студент 1-го курса МАИ по системному администрированию и др. А вообще, Центр еще никого не выпустил, ребята только обучаются, поэтому надо немного подождать. Буду рад, конечно, если они пойдут по инженерному профилю.

- А как обстоит дело с вашим проектом «Робототехники для «продвинутых детей», рекомендованным к внедрению в образовательный процесс? И, попутно, что интереснее: учить конструировать роботов или делать их самому?

- Проект «Робототехника для продвинутых детей» - это рабочая программа, по которой могут проходить обучение робототехнике учащиеся средней школы и который реализован в Центре образовательной робототехники ЕИ КФУ. И это, пожалуй, самое важное дело, которое удалось реализовать за последние годы. А обучать всегда было интересно. Самому тоже приходится многому учиться: делать, конструировать, творить и снова обучать.

- Расскажите, пожалуйста, и о других направлениях вашей работы – научных исследованиях, проектах, публикациях, работе со студентами. Например, о разработке программного обеспечения для автоматического учета и контроля использования рабочего места преподавателя. Нашлось ли ему применение в нашем институте или где-либо еще?

- Моя работа со студентами в основном носит теоретический характер (чтение лекций), а научная деятельность пока приостановилась (за исключением редких публикаций). Студенты достаточно самостоятельны и занимаются реализацией своих проектов и идей. С ними чаще приходится работать в рамках курсовой или выпускной квалификационной работы в качестве научного руководителя.

Проект, о котором Вы говорите, реализован бывшим студентом ЕИ КФУ В.В. Дроздовым и докладывался на студенческой научной конференции в 2015 году. Был представлен прототип устройства и программное обеспечение, но до создания полноценного и функционального устройства еще очень далеко.

- Посоветуйте, пожалуйста, наиболее интересные, полезные источники информации по теме нашего разговора - сайты, печатные издания…

- Очень много интересной информации, касающейся современной робототехники, есть сейчас в Интернете. Обучающие материалы можно найти на англоязычных сайтах: http://ev3lessons.com/robots.html, http://drgraeme.org/ и др. Из популярных русскоязычных Интернет-источников можно назвать блог http://nnxt.blogspot.ru/, сайт http://www.prorobot.ru/, есть и хорошие книги, например, «Робототехника для детей и их родителей» С.А. Филиппова – руководителя Центра робототехники Президентского физико-математического лицея (г.Санкт-Петербург) и тренера сборной России по робототехнике. Кстати, Сергей Александрович нынче летом побывал на Фестивале школьных учителей и провел два мастер-класса по теме «Применение математики для решения задачи следования робота по линии». Его уроки с практическим уклоном, конечно, очень понравились педагогам.

- Большое спасибо за полезный разговор. Очень надеюсь, что о Вас и Центре роботов узнает еще большее количество елабужских школьников, и они проложат свою дорожку к Центру, а уж думать и конструировать Вы их научите. Это – точно.
Мавлида Сираева
КФУ
233-75-15
pressa@kpfu.ru