Что помогает школьнику добиться успеха в химии

5 Декабря 2016
В университете завершился Свердловский химический турнир школьников

Разносторонность или твердое стремление к цели — соперничающие на химическом турнире команды «поставили» каждая на своего стратегического «конька» и не прогадали. Команда партнерского лицея УрФУ «Уроборос» (лицей ¹ 130) в Свердловском химическом турнире школьников (СХТШ), прошедшем в Физико-техническом институте университета 25-26 ноября, дебютировала. До этого восьмиклассники играли в математических боях в Челябинске и набирались опыта в качестве зрителей физических боёв Турнира юных физиков.
«Новым для них стало содержание задач — химия. Решать было очень интересно, потому что задачи открытые, и, в зависимости от трактовки условия, получается «веер» решений», — рассказала руководитель команды «Уроборос», заместитель директора по работе с одаренными детьми Светлана Пашкевич.
По словам руководителя, ребята много экспериментировали при подготовке решения задач. Работать пришлось в основном с информацией из интернета. Помощь пришла и от родителей — докторов и кандидатов физико-математических наук. Старшеклассники-лицеисты, опытные участники биологических и физических турниров, делились с младшими «рыцарями химии» особенностями игровой стратегии. Команда «Уроборос» в своем первом химическом турнире преуспела — они заняли III место в турнирной таблице в финале СХТШ.
«Ребят очень поддерживает учитель: и в игре, и во внеучебной деятельности, и многое дает им в классе. Плюс ребята играют в другие турниры и еще в «Что? Где Когда?». Думаю, такая разноплановость и разнообразный опыт, а также поддержка учителя стали для них залогом успешной игры», — предполагает Анна Ординарцева, организатор СХТШ.
Другая команда, «Х-МИКС» — сборная гимназий ¹ 104 и ¹ 9 — долго шла к победному пьедесталу. С 2014 года, когда ребята впервые участвовали в городском химическом турнире школьников, состав команды, ее название и капитан несколько раз менялись. Для подготовки решений задач турнира ребята использовали школьные знания, читали дополнительную литературу.
«Кроме того, мы общались с людьми, которые могли быть связаны с той или иной задачей, находиться в этой сфере. Большую помощь нам оказали бывшие участники турнира, теперь уже студенты, но открытые для помощи. Куратор команды, Иван Глухов, всегда вникал в наши наработки, указывал на пробелы, помогал с литературой. Наши учителя — Сергей Анатольевич Москвин и Ирина Альбертовна Рукосуева — давали проводить опыты и были готовы помочь советом, когда мы в этом нуждались», — говорит Анна Коновалова, участница команды «Х-МИКС», ученица гимназии ¹ 9.
Для некоторых участников «Х-МИКС» это пятый турнир. И впервые команда поднялась на II место в турнирной таблице. Два года упорного труда и планомерного движения к цели потребовалось для достижения результата.
Наверняка, особенная история успеха есть и у команды «Be_CReAtIV» (гимназия ¹ 9), которой достался диплом I степени Свердловского химического турнира школьников. Ребят пригласили на заключительный этап III Межрегионального химического турнира, который состоится в феврале 2017 года в Москве.
УрФУ (входит в Союз машиностроителей России) — участник Проекта 5-100, ключевым результатом которого должно стать появление в России к 2020-му году современных университетов-лидеров с эффективной структурой управления и международной академической репутацией, способных задавать тенденции развития мирового высшего образования.
Татьяна Ризе
Свердловское региональное отделение Союза машиностроителей России
mashsouz_so@mail.ru