Свобода и стандарт: новая университетская автономия

2 Ноября 2015
Высшее образование – крайне сложная и хрупкая самоорганизующаяся система, требующая точечных и осторожных методов государственного регулирования. В отличие, например, от среднего образования, предполагающего менее двух десятков школьных предметов со строго определенным и зафиксированным нормативными документами содержанием, высшее образование включает в себя сотни направлений и специальностей с большой долей вариативности. Эта гибкость, безусловно, необходимо для адаптации получаемых обучающимся знаний к последним изменениям в науке и в сфере потенциального трудоустройства, но вызывает определенный конфликт интересов между университетами, студентами и работодателями.
Вузы полагают, что усиление государственного контроля не может привести к ожидаемому росту качества – необходимый объем экспертной работы не по силам государственным структурам, оценка эффективности образовательных программ должна оцениваться самим академическим сообществом, а также усиливающейся конкуренцией за абитуриентов и определенные гранты.
Государственная политика в области высшего образования демонстрирует поддержку второго мнения: эволюция образовательных стандартов отражает отход от детальной регламентации к рамочному описанию основ образовательной программы, к углублению реальной университетской автономии.
Особенно ярко это проявилось в 2014 г., когда на смену Федеральным государственным образовательным стандартам 3-го поколения (ФГОС-3) пришли так называемые ФГОС 3+, адаптировавшие направления подготовки к требованиям ФЗ «Об образовании». В результате сформировалась стройная правовая система высшей школы.
Основные нововведения, о которых пойдет речь ниже, - вводится разделение на академический и прикладной бакалавриат, усиливается роль дистанционного образования и ликвидируется перечень базовых дисциплин для каждого направления.
Безусловно, реформа высшего образования не закончена, министерство образования и науки РФ анонсировало начало экспертной работы по ФГОС-4. Также идет процесс изменения перечня самих направлений подготовки. Процитируем поручения президента Владимира Путина :
• Укрупнение специальностей и направлений подготовки высшего образования, относящихся к одной профессиональной области, по всем уровням высшего образования, а также сокращение количества специальностей высшего образования – специалитета в области инженерного дела, технологии и технических наук.
• Выделение внутри направлений подготовки высшего образования широкого спектра академических и прикладных профилей образования при сохранении единой квалификации для направлений подготовки высшего образования, предусмотрев выбор студентом направленности (профиля) образования в процессе обучения.
Пока сложно оценить долгосрочные последствия реформ, но они напрямую затрагивают учебный процесс и влияют на развитие образовательной системы.
Александр Сафонов, кандидат исторических наук, заместитель главного редактора издательства "ЮРАЙТ"
Издательство "Юрайт"
84957440012
pr@urait.ru