Казанский федеральный университет и ПАО "КАМАЗ" сформировали консорциум в области беспилотного транспорта

1 Марта 2018
Об этом участникам международного форума, проходившего в ГТРК «Корстон» 27-28 февраля, сообщил руководитель группы проектов беспилотных транспортных средств, реализуемых в стратегическом партнерстве КФУ и ПАО «КАМАЗ», доцент Института физики КФУ Дмитрий Чикрин. Он был одним из спикеров панельной дискуссии «Автоматизированное и беспилотное передвижение». Она состоялась в рамках V Международной научно-практической конференции ITS Forum-Kazan «Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: интеллектуальные транспортные системы и ситуационные центры». Участниками форума стали ученые, инженеры – разработчики, а также ведущие специалисты и эксперты в области развития ситуационных центров и транспортных систем из России, Германии, Бельгии, Австрии, Италии, Швеции, Франции, Греции, Румынии и Монголии. В числе организаторов этого крупного мероприятия – Кабинет министров РТ, МВД по РТ, АН РТ, госкорпорация «Ростех», группа компаний «Национальные телематические системы» и др.

Выступление Дмитрия Чикрина было посвящено внедрению современных систем автопилотирования. «Основной акцент в наших разработках мы делаем на полноценном функционировании беспилотных транспортных средств (без участия водителя), но в заданных граничных условиях эксплуатации. Примером тому могут служить транспортные средства, которые эксплуатируются на заводских территориях для обеспечения внутренней логистики, тяжелая карьерная техника, – сообщил Д.Чикрин во время своего выступления перед участниками панельной дискуссии “Автоматизированное и беспилотное передвижение”, организованной совместно с представителями Европейской Ассоциации ERTICO ITS Europe.

Кроме Дмитрия Чикрина, в этой дискуссии участвовали: Андерс Бонандер – руководитель в области продуктной разработки ВОЛЬВО, Клаус Ширакл – генеральный директор АСФИНАГ, Штефан Зейтс – вице-президент по развитию ИТС в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ СВАРКО, Моника Джанини – старший руководитель проекта ERTICO ITS Europe и Алексей Гогенко – заместитель гендиректора по стратегическому развитию Государственного научного центра РФ ФГУП «НАМИ».

Один из вопросов, заданных Дмитрию Евгеньевичу, касался готовности автомобильного сектора к внедрению технологий искусственного интеллекта. На него разработчик ответил так: «Внедрение технологий искусственного интеллекта и больших данных должно быть очень продуманным. Использование не апробированных автопроизводителями решений, а также решений, уязвимых с точки зрения информационной безопасности, приведет к быстрому росту ДТП, что резко снизит уровень доверия к технологиям автопилотирования. Внедрение любых технологий беспилотного транспорта нужно осуществлять поэтапно, но при этом повсеместно. Использование новых технологий всегда вызывает повышенное внимание рынка и повышенные опасения обывателей. Действительно, каждая авария автомобиля Tesla – это стресс для сообщества разработчиков систем с поддержкой искусственного интеллекта».

Кроме того, присутствующих интересовало, какие проблемы необходимо решить, чтобы колонны беспилотных грузовиков могли передвигаться, не попадая в ДТП. «При выстраивании грузовых автоколонн одним из самых серьезных вызовов является недостаточная автоматизация других транспортных средств, эксплуатируемых на дороге, в том числе активно нарушающих правила дорожного движения и этим существенно снижающих общую безопасность, – сказал Дмитрий Чикрин. – Необходимо также понимать, что для эффективной и безопасной эксплуатации грузовых автопилотируемых колонн необходимо сплошное и надежное оснащение дорог такими элементами ИТС, как сети связи (V2X) поколения 4+ и сети точного спутникового навигационного поля».

КФУ и ПАО «КАМАЗ» совместно работают над созданием серии беспилотных транспортных средств на базе существующих и перспективных моделей автомобилей. Научно-инженерный консорциум, созданный недавно под руководством Казанского федерального университета, включает более десяти предприятий, специализирующихся на разработке системообразующих технологий для беспилотного транспорта. Технологии будут готовы к внедрению в серийные автомобили в 2019-2020 годах.
Лариса Бусиль
Казанский федеральный университет