Русский язык — кормилец. В Бишкеке прошло мероприятие по продвижению российских образовательных программ

30 Ноября 2011
Координатором мероприятия выступил Российский новый университет (РосНОУ).

В работе методического семинара и круглых столов приняли участие ведущие преподаватели-русисты из РосНОУ, МГГУ имени М.А. Шолохова, МПГУ, учителя киргизских школ, преподающие русский язык. Особо хочется отметить Ольгу Дмитриевну Липееву, представителя учительской династии, лауреат Пушкинской премии. Вот что она сама рассказывает о своей школе:
— История нашей школы-гимназии начинается в далеком 1911 году. Тогда в открытом в Нарыне русско-туземном классе учились 11 детей из семей баев и русских переселенцев. Обучение велось на русском языке.
Как следует из архивных данных, первых русско-туземных школ, благодаря которым шло знакомство с русской культурой, было немного. В них учащиеся получали начальные знания по арифметике, географии, естествознанию. В одной из таких школ, позже получившей имя Чкалова, с 1913 по 1916 годы учился будущий председатель Совнаркома Киргизской АССР Баялы Исакеев.
В 1932 году на базе русско-туземных классов Нарына была открыта школа ¹2 имени В.П. Чкалова. Сегодня имя этой школы известно далеко за пределами республики. Ее окончили более шести тысяч выпускников, среди которых десятки видных политических деятелей, 6 депутатов Верховного совета (Жогорку Кенеш) Киргизии, около 60 государственных служащих, 17 докторов наук и 56 кандидатов наук. У нас учились герой Советского Союза Бобрищев-Пушкин, президенты республики Аскар Акаев и Роза Отунбаева.
Школа воспитала не одно поколение грамотных, талантливых, физически здоровых людей. За эти годы она внесла весомый вклад в становление граждан своей республики, в преумножение культурных традиций и ценностей, в развитие и укрепление русского языка и культуры, в сохранение межнацио¬нальной дружбы. Многолетней традицией школы остается углубленное изучение немецкого и английского языков, что способствует успешному интегрированию молодого человека в культурное мировое пространство.
Несмотря на определенные трудности и политические изменения в стране, педагоги школы всегда выполняли свой долг просветителей и воспитателей, влияя на мировоззрение своих питомцев, соответствуя своем высокому предназначению в становлении государства и общества.
К нам в первый класс дети приходят, не говоря ни слова по-русски, а по окончании начальной школы дети готовы обучаться по российским учебникам и программам, изучать английский и немецкий языки, участвовать во многих проектах , по которым работает школа. Школа-гимназия имени Чкалова является ассоциированной школой ЮНЕСКО, успешно работает по программе PASCH Германии, сотрудничает с Ломоносовской школой города Москвы. В школе функционируют центры киргизского, русского, немецкого, английского языков, экологический и компьютерно-информационный центры. Благодаря посольству России библиотечный фонд школы значительно пополнен учебной, методической и художественной литературой, наглядными и мультимедийными пособиями по русскому языку и литературе.
На состоявшемся мероприятии по продвижению российских образовательных программ неоднократно звучала мысль наших коллег о том, что отношение к русскому языку в республике неоднозначно, что учебников не хватает, что Министерство образования и науки не уделяет должного внимания школам и так далее. Все это совершенно справедливо и, к сожалению, имеет место быть. Но можно, констатируя причины, ждать помощи извне, надеясь на позитивные изменения, а можно находить способы соответствовать требованиям современности, понимая ответственность школы перед своими выпускниками.
Мы проводим анкетирование старшеклассников, чтобы определить мотивацию наших ребят к изучению русского языка. Они указали, что:
- имеется спрос на специалистов, владеющих русским языком в области торговли, экономики, банковского дела и так далее;
- благодаря знанию русского и английского языков открывается доступ (в том числе и через Интернет) примерно к 80% информации, существующей в мире;
- престиж русского языка как мирового, официального языка ООН достаточно велик;
- русский язык — кормилец (причем этот пункт получил наибольшее количество голосов старшеклассников).
Понимание родителей и учащихся пользы билингвизма приходит хоть и с опозданием, но ко многим. Даже к тем, кто в свое время был ярым сторонником вытеснения русского языка. Именно поэтому школа ежегодно набирает 5 первых классов по 40 и больше детишек, которые приходят с целью дальнейшего «попадания» после конкурсного отбора в гимназию (с 5 класса).
Школа, оставаясь русскоязычной на протяжении почти века, четко осознает, что диалог культур — равных и разных — как никогда актуален сегодня. Очень справедливо утверждал наш знаменитый земляк Чингиз Айтматов: «Развитие национальных культур возможно только при тесной связи их с великой русской культурой и великим русским языком». Деятельность нашей школы — пример поистине непрерывного диалога русской и киргизской культур, их взаимопознания и взаимообогащения.
Анна
Российский новый университет