Религиозное образование в России и Европе

14 Ноября 2012
Директор Берлинского Вест-Ост института А. Н. Крылов подготовил к IX международной конференции «Высшее образование для XXI века» доклад по теме «Проблемы религиозного образования в Западной Европе».

Доклад посвящен проблемам религиозного образования и воспитания в Западной Европе. Автор обратился к теме религиозного образования как в контексте исследования идентичностей, в частности религиозной идентичности, так и в контексте изучения интеркультурного взаимодействия и европейской образовательной интеграции. Актуальность исследования для России определяется дискуссиями о преподавании основ религии в российских школах и возрастающем влиянии религии в российском социуме. В Европе, согласно содержанию доклада, происходят обратные процессы: религия вытесняется из государственных и муниципальных образовательных учреждений и перемещается из области общественной в область индивидуальную. Ряд обозначенных в докладе тенденций непосредственно связан с институциональным и теоретическим развитием религиозного воспитания и стагнацией религиозно-педагогических идей в странах ЕС. Тем не менее, по мнению А. Н. Крылова как позитивный, так и негативный опыт протестантских и католических религиозно-воспитательных учреждений имеет большое значение для находящего в процессе становления религиозного образования России.
Наряду с анализом актуального состояния взаимоотношения образования, воспитания и религии в Европе в докладе сформулированы актуальные определения понятий религиозной педагогики и религиозного образования, выделены их цели и задачи, показаны основные этапы их развития. Теоретическое развитие религиозного образования продолжается в русле нескольких направлений. Это герменевтика, дидактика, эмпирическая и возрастная психология. Особое внимание уделяется экуменическим темам (в первую очередь взаимоотношению между протестантами и католиками), отношениям с иудаизмом и исламом, вопросам феминизма и интеркультурных коммуникаций. Процесс воспитания и обучения рассматривается в контексте таких понятий как вера, спиритуальность, этика и культура. Основными институтами религиозного образования остаются семья, школа и церковный приход. В возрастном плане религиозное образование ориентировано не только на детей и юношество, но и на взрослых, которые вступают в контакт с церковью как на богослужениях, так и на тематических религиозных курсах, в профессиональной жизни и во время досуговых мероприятий.

IX Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века» проводится 15-17 ноября 2012 г в Московском гуманитарном университете при поддержке и участии Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию, Комитета Совета Федерации ФС РФ по образованию и науке, Института философии РАН, Института психологии РАН, Института социологии РАН, Департамента образования Москвы, Международной академии наук (IAS). В конференции принимают участие руководители ученые, преподаватели российских вузов, а также специалисты из Франции, Германии, Великобритании, Польши и других стран мира. Материалы конференции будут опубликованы и доступны читателям научных библиотек.