В РосНОУ обсудили рейтингование как фактор инновационного развития России

11 Мая 2016
В Российском Новом Университете при поддержке

Министерства образования и науки Российской Федерации состоялась международная конференция научной общественности по проблемам институционального взаимодействия университетов и развития международного научно-технического и образовательного партнерства для обеспечения инновационного развития России





В период с 7 по 8 апреля 2016 года в Российском новом университете (РосНОУ) мировые эксперты и представители российского научного сообщества обсудили влияние международных рейтингов на российскую высшую школу. Тема ранжирования университетов в рамках международных рейтингов стала одной из ключевых на международной конференции научной общественности по проблемам институционального взаимодействия университетов и развития международного научно-технического и образовательного партнерства для обеспечения инновационного развития России.

На конференции, организованной при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, выступили российские и международные эксперты в области образования, руководители международных организаций по ранжированию и рейтинговых агентств, представители организаций, руководители отечественных и зарубежных общественных научно-образовательных ассоциаций, государственных и частных вузов из Российской Федерации, Французской Республики, Республики Индия, Словацкой Республики, Соединенных Штатов Америки, Чешской Республики, Греческой Республики, Республики Польша, Грузии, Республики Мальта, Австралии, Нидерландов, Черногории, Китайской Народной Республики, Республики Эквадор, Королевства Испания, Исламской республики Иран, Республики Куба и других стран.

Приветственное письмо участникам направил первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по образованию Олег Николаевич Смолин. Правительственную телеграмму направил председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по образованию Вячеслав Алексеевич Никонов.

С приветственным словом выступил советник посольства Исламской Республики Иран Каземи Киомарс.

С докладом на тему: «Основные направления государственной политики в области реализации международных научно-технических программ и проектов» выступил начальник отдела международных научно-технических программ и проектов Департамента науки и технологий Министерства образования и науки Российской Федерации Дмитрий Павлович Коротков, который рассказал об основных подходах ведомства к развитию научно-технологического потенциала России, потенциала российских вузов, о реализации проектов в рамках международных научно-технических программ, поддерживаемых Минобрнауки России.

Председатель Совета Ассоциации негосударственных вузов, ректор РосНОУ Владимир Алексеевич Зернов рассказал об истории формирования международных рейтингов вузов, включая особенности создания Шанхайского рейтинга лучших вузов, о критериях образовательных рейтингов, а также о позициях вузов из разных стран в международных рейтингах, отметил о необходимости создания национального рейтинга вузов и разработки критериев ранжирования вузов в таком рейтинге с учетом оценки результатов деятельности конкретных исследователей таких вузов, конкурентоспособности таких вузов на мировом уровне.

В ходе пленарного заседания президент Международной ассоциации по ранжированию организаций и университетов (IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence) Ян Садлак отметил, что «конкурентоспособность высшего образования имела значение, даже когда соревновались элитарные маленькие системы, но сегодня конкурентоспособность имеет глобальный контекст, уже нет границ, ни физических, ни виртуальных. Рейтинги — это один из инструментов, который может повышать конкурентоспособность высшей школы во всем мире».

Президент Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова Барасби Карамурзов в рамках участия в конференции с выступлением «О создании национального рейтинга вузов России: мировые тенденции, проблемы, задачи» отметил необходимость проведения анализа подходов существующих мировых рейтингов, а также формирования обоснования необходимости создания глобального рейтинга российского происхождения.

В рамках конференции с докладом на тему «Стратегия интернационализации: сотрудничество vs лидерства» выступила исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров (НФПК), Ирина Вадимовна Аржанова. В рамках данного доклада освещались результаты различных мониторинговых исследований, проводимых НФПК по различным направлениям интернационализации российских университетов, их позиционированию в международных рейтингах, а также вопросы, касающиеся стратегии развития высшей школы Российской Федерации, факторов международной конкурентоспособности вузов и др.

Ирина Вадимовна Аржанова отметила важность использования различных рейтингов для многомерного представления университетов по различным аспектам их деятельности, поддержала целесообразность разработки национального рейтинга как одного из инструментов сравнительной характеристики российских вузов и выразила надежду на использование методических подходов, отработанных в рамках одного из проектов НФПК по ранжированию вузов, получивших высокую оценку российских и международных специалистов.

Кроме того в рамках дискуссий мероприятия обсуждались вопросы реализации государственной программы поддержки российских вузов («Проект 5-100»), запущенной Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», направленной на повышение престижности российского высшего образования и выведение не менее пяти университетов из числа участников проекта в сотню лучших вузов по версии трех наиболее авторитетных мировых рейтингов Quacquarelli Symonds, Times Higher Education или Academic Ranking of World Universities.

Вице-президент Европейской ассоциации учреждений высшего образования (EURASHE) Михаил Карпишек, входивший в президиум конференции, представил доклад о роли высшего образования в условиях меняющейся внешней среды, в рамках которого отметил, что в соответствии с некоторыми рейтингами «вузы оцениваются по миссии и должностям, которые существуют в управлении университета, и которые должны соответствовать европейским стандартам в этой области». Это позволяет отслеживать «образовательные программы в этих университетах, а также региональные виды деятельности вузов».

Ректор Тверского государственного университета Андрей Белоцерковский в рамках участия в дискуссии отметил, что «рейтинги нужны и самому вузу (потому что вуз нуждается во внешней системе оценки качества и особенно динамики своего развития) и обществу (правильный рейтинг способствует установлению системы координат для честной конкуренции), и работодателям (авторитет вуза в данном случае может играть решающую роль), также и для выбора партнера по научно-техническому или инновационному сотрудничеству».

Советник ректора Университета «Иннополис» Зураб Отарашвили в рамках пленарного заседания выступил с докладом на тему «Институциональные особенности вуза — потенциал роста в современных условиях».

Начальник управления стратегического развития Московского физико-технического института Виталий Баган в рамках конференции выступил с докладом на тему «Фокус рейтингов университетов», отметив, например, что «в рейтинге QS МФТИ за год показал сначала рост на 30 позиций, а потом падение - на 20 позиций, потому что кардинально поменялась методология данного рейтинга, и больший вес стал даваться публикациям, которые производят гуманитарии и социологи».

В рамках конференции по тематике отбора вузов в рамках международных образовательных рейтингов выступили также исполнительный директор направления «рейтинги» агентства «Эксперт РА» Алексей Ходырев, редактор Национального рейтинга университетов («Интерфакс» и «Эхо Москвы») Алексей Чаплыгин, редактор международного рейтинга университетов RUR Олег Соловьев и другие лица.

По мнению редактора международного рейтинга университетов RUR Олега Соловьева, «оценка столь сложного, комплексного явления, как университет, возможна только с применением максимально разнообразных методов. — Недостаточно просто общих рейтингов, нужны рейтинги по сферам деятельности и предметным областям,— уверен Соловьев. — В свою очередь и этого недостаточно — нужно смотреть на уровень конкретных параметров измерения и далее уже исследовать уровень отдельных программ и курсов».

В целом эксперты конференции в ходе дискуссий пришли к выводу о том, что рейтинги вузов способствуют развитию вузов.

По итогам обсуждения выступлений и дискуссий, проходивших на пленарном заседании и на секциях, участники конференции приняли резолюцию. В числе решений представлена и тема рейтингов: «Мировой тренд развития национальных систем образования состоит во всё большей интеграции образования, бизнеса и производства. Требуется разработка концепции развития системного взаимодействия образования в структуре постиндустриальной экономики России и ее законодательное оформление. Опыт международных рейтинговых агентств показывает значительное отставание правовых форм взаимодействия образовательных организаций с производственными и бизнес-структурами в России от передового мирового опыта.

С целью повышения эффективности системы образования требуется создание и внедрение единого многоуровневого национального рейтинга учебных заведений России, отражающего как мировые требования к системе образования, так и национальные приоритеты».



РЕШЕНИЕ

международной конференции научной общественности по проблемам институционального взаимодействия университетов и развития международного научно-технического и образовательного партнерства для обеспечения инновационного развития России

Москва. 7 – 8 апреля 2016 г.

В результате обсуждения выступлений и дискуссий, проходивших на пленарном заседании и в секциях, участники конференции констатируют следующее:

1. Образовательная политика России требует постоянной актуализации в соответствии с изменениями требований современного общества. Полномасштабное внедрение инновационной экономики не возможно без людей, способных проектировать, управлять и поддерживать сложные социальные и технологические процессы. Поэтому, что образование является не только важным компонентом национальной инновационной системы, но и представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей народного хозяйства. Образование человека в течение всей его жизни обусловлено высокой скоростью обновления знаний и необходимостью поддержания собственной конкурентоспособности. Оно требует формирования компетенций, обеспечивающие способность к самообразованию и познавательной мотивации. Страны, имеющие таких специалистов в достаточном количестве, получают в мире постоянно меняющихся технологий большие конкурентные преимущества. Россия должна постоянно улучшать свое место в ряду самых развитых стран.

2. Важнейшей тенденцией развития науки и образования в современном мире является их интернационализация, проявляющаяся как в существенном расширении международного сотрудничества национальных учреждений и организаций, так и в развитии региональной интеграции в сфере высшего образования. Российское высшее образование активно участвует в международном взаимодействии, однако проблема качества этого процесса сохраняет актуальность. В этом аспекте России важно находиться в тренде глобальной академической революции. Необходимо, поддерживая традиции отечественного образования, осваивая все лучшее, что сложилось в мировой практике, вырастить принципиально новую систему образовательных институтов, ориентированных на потребности постиндустриальной экономики и общества XXI века. Российская модель образования должна опираться на мировую позитивную практику и на российские реалии: культуру, институты и ресурсы.

3. Сотрудничество университетов являет одним из наиболее зарекомендовавших себя трендов развития в системе высшего образования. Особое место занимают проекты создания и реализации совместных образовательных программ, которые благодаря объединению интеллектуальных и материальных ресурсов обеспечивают доступ к новым образовательным рынкам и усиливают конкурентоспособность каждой из участвующих в сотрудничестве сторон. В научно-исследовательской сфере среди распространенных форм взаимодействия можно выделить создание межуниверситетских научных центров, а также сетевое взаимодействие вузов на базе информационно-коммуникационных технологий.

4. В мире имеет место лавинообразный рост международной академической мобильности. Важно иметь в виду, что этот процесс двусторонний: не только привлечение в собственные вузы и научные организации иностранных ученых и студентов, но и обеспечение встречного потока национальных кадров, выезжающих заграницу. Мобильность преподавателей, студентов и выпускников создает возможности для личностного карьерного роста, развития международного сотрудничества между людьми и институтами, и в целом способствует формированию более конкурентоспособных работников на национальном и международном рынке труда. Важно решать проблему равноправного участия и финансовой независимости россиян в международной академической мобильности.

5. Российская система образования должна активнее приспосабливаться к транснациональному образованию, с помощью которого легче всего решать задачи подготовки высококвалифицированных кадров, которые востребует инновационная экономика. Именно на этом поле требуются талантливые ученики и студенты, лучшие преподаватели и образовательные программы, а также наиболее эффективные методики преподавания из разных университетов мира. Россия должна объединять и активно применять такого рода образовательные ресурсы именно с помощью транснационального образования.

6. С целью повышения эффективности системы образования настоятельно требуется создание и внедрение единого многоуровневого национального рейтинга учебных заведений России, отражающего как мировые требования к системе образования так и национальные приоритеты.

7. Мировой тренд вложения ресурсов в различные сектора образования последние десятилетия делает явный крен в сторону поддержки негосударственного сектора образования. Причина этого лежит на поверхности – эффективность использования выделяемых ресурсов в негосударственном секторе намного выше - вследствие этого в топовой части любого международного рейтинга в основном негосударственные вузы. С целью развития конкурентной среды в России необходимо принять государственную программу развития частных вузов.

8. Критерии развития должны катализировать вузы на конкурентоспособные на мировом уровне результаты. Мировой тренд развития национальных систем образования состоит во все большей интеграции образования, бизнеса и производства. Требуется разработка концепции развития системного взаимодействия образования в структуре постиндустриальной экономики России и ее законодательное оформление. Опыт международных рейтинговых агентств показывает значительное отставание правовых форм взаимодействия образовательных организаций с производственными и бизнес – структурами в России от передового мирового опыта.



08 апреля 2016